«… междоусобные войны XI века значительно отличались от войн предыдущей эпохи. Войны против норманнов или венгров велись за сохранение собственного существования и были, фактически, войнами на уничтожение: «или мы их, или они нас».
Соответствующей была и мораль рыцарей того времени, прямая и строгая: «убей врага, защити себя и ближних своих».
Новые войны исповедовали другие принципы - принизить ближнего, обогатить себя.
Смерть врага на поле боя перестала быть целью; больше того, она стала скорее случайным явлением.
Стремлением баронов и рыцарей стало не убить соперника, а захватить его в плен и затем получить хороший выкуп.
Во главу угла начала ставиться уже не победа как таковая, а личное обогащение за счёт конкурента.
Под стать этому, стала меняться и рыцарская мораль, и, пожалуй, как раз XI век с его междоусобицами и породил то, что мы сейчас называем рыцарским этикетом и куртуазностью. Даже пресловутые рыцарская честь и рыцарское слово, похоже, берут своё начало именно отсюда.
В самом деле, в непрерывных междоусобицах всех против всех никто не застрахован от встречи с более сильным противником. Даже если ты сильнее всех в округе, всегда можно натолкнуться на объединенные силы нескольких соперников, соединившихся на время, чтобы обогатиться за твой счёт.
А это значит, что, если ты будешь плохо обходиться с побеждённым противником, в следующий раз, может быть, плохо будет уже тебе самому.
Нарушишь слово, не отпустишь пленника за назначенный выкуп, и вскоре тебе, возможно, придётся платить втрое.
Вежливое отношение к сопернику из своего сословия, верность данному слову были, таким образом, одним из способов обеспечить и собственную относительную безопасность в этом непостоянном мире.
А в дальнейшем эти основные принципы развились в рыцарский кодекс чести».
Доманин А.А., Крестовые походы. Под сенью креста, М., «Центрополиграф», 2010 г., с. 12-13.