Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
Психология творчестваПсихология творчества
X
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
Психология творчестваПсихология творчества
X
«… мы решили использовать для изучения механизмов творчества и особенностей творческой личности метод анкетирования. За основу взяли анкету, с помощью которой Жак Адамар провёл опрос среди крупных физиков и математиков, включая Эйнштейна, но несколько изменили её, добавив ряд вопросов.
Потом выяснилось, что не все они оказались полезными. Например, ответы на вопросы, касающиеся применения вычислительной техники в исследованиях, зависели не от отношения учёных к этим методам, а от наличия или отсутствия реальных возможностей. Кроме того, в анкету были включены пункты, касающиеся оценки научных школ, не имевшие прямого отношения к исследованию творчества. 3 кс печном счете она приобрела следующий вид:
Анкета о методах ведения научной работы
Дата заполнения: год, месяц, число.
Месяц. день рождения обследуемого, пол.
Область (области) научной деятельности.
Год начала профессиональной деятельности в каждой области.
Учёные звания, год их присвоения.
1. Когда (в каком возрасте) и при каких обстоятельствах возникло решение или намерение избрать Вашу профессию? Вы сделали выбор случайно, по чьему-то совету, в силу обстоятельств (т.е. выбора не было), по личной склонности, потому что данная профессия является наследственной (конкретно по какой линии)?
2. Как Вы продолжали своё образование по окончании института: стремились ли расширить свои знания по многим направлениям или углублённо изучали узкий вопрос, не касаясь того, что не было необходимым для его решения, и лишь постепенно расширяли круг вопросов?
3. Ваш подбор литературы всегда целенаправлен или Вы используете случайный поиск?
4. Любите ли Вы посещать другие лаборатории и знакомиться с постановкой работы: а) по Вашей специальности вообще; б) по решению Ваших конкретных задач?
5. Стараетесь ли Вы, прежде чем приступить к какому-либо вопросу, сначала изучить работы, посвященные этой теме, или, напротив, предпочитаете предоставить своему разуму полную свободу и лишь при последующем чтении соответствующей литературы устанавливаете, какая часть полученных Вами результатов принадлежит Вам?
6. Необходимо ли Вам обсуждение проблемы в неформальной обстановке или Им должны размышлять только сами (внутренним диалог)?
7. Приступам к какому-нибудь вопросу, пытаетесь ли Вы рассматривать поставленные проблемы наиболее общим способом? Или Кы предпочитаете рассматривать спачала частные случаи или случаи упрощенные, постепенно их обобщая?
8. В процессе работы над Вашими основными исследованиями Вы непрерывно занимались изучаемым Вами вопросом или же сознательно прерывали эту работу, возвращаясь к данной теме позднее?
9. При обсуждении работ Ваших коллег Вы обычно стараетесь найти в них слабые стороны или рациональное зерно?
10. Концентрируетесь ли Вы всегда на одном вопросе и только после полного его разрешения переходите к следующему пли у Вас идет несколько параллельных линий работы?
11. Какого типа внутренний язык Вы используете? Являются ли Ваши внутренние образы словами или же ощущениями (визуальными, слуховыми, двигательными, смешанными и т. д.)?
12. Присутствуют ли в процессе обдумывания эти мыслеппые образы или слова отчётливо или неотчётливо (как бы в краевом сознании)?
13. Делаете ли Вы графики, таблицы, рисунки для облегчения понимания собственных данных? Что именно?
14. Играют ли роль в получении Вами интересных результатов случаи (случайные ассоциации) и вдохновение или Вы приходили к ним всегда последовательно, чисто логическим путем?
15. Решали ли Вы проблемы во сне? Как это происходило?
16. Случалось ли, что решения вопросов, которыми Вы раньше бесплодно занимались, приходили к Вам внезапно, когда Вы уже думали над проблемами совершенно иного характера?
17. Интересуетесь ли Вы вопросами этического и (или) философского характера или они Вас отталкивают?
18. Занимаясь работой, которую Вы намерены опубликовать, Вы получаете промежуточные) результаты? Формулируете ли Вы сразу каждую часть работы? Или, напротив, записывая результаты в виде простых пометок, Вы редактируете затем всю работу целиком?
19. Вас больше интересует теоретическая сторона работы или её практическое применение?