Образ и нейронная модель по А.Н. Луку

«Физиологической основой образа служит нейронная модель, или совокупность нервных клеток и их синаптических связей, образующих сравнительно устойчивую во времени группу.

Любое событие, происходящее во внешней среде и воспринятое человеком, моделируется в коре его мозга в виде некой структуры. (Поскольку в мозгу существуют различные механизмы памяти, то и модели осуществляются по-разному, и не всегда структурой из нейронов. Например, в кратковременной памяти модели представляют собой систему циркулирующих импульсов в нейронных контурах).

При этом предполагается однозначное соответствие между реальными объектами и их моделями в нервной системе, т. е. код.

Это одно из условий объективности познания.

Отметим, что человек опознаёт предметы, даже если он их видит в необычном ракурсе, в перевёрнутом виде и т.д.

Возникающие при этом нейронные «узоры» возбуждения не идентичны, т. е. совпадают не всеми своими элементами. Но в них может быть выделена структурная инварианта, которая позволяет опознать объект по вероятностному, а не тождественному совпадению возбужденных нейронов.

Нейронная модель - кодовое обозначение объекта пли события. В то же время структура модели имеет сходство со структурой отражаемого объекта.

Под структурой мы понимаем элементы, из которых состоит объект, и способы, с помощью которых эти элементы вступают во взаимоотношения - статические или динамические.

Несколько упрощая ситуацию, можно выделить два вида структур: пространственные и временные. Музыкальная мелодия имеет временную структуру; та же мелодия в нотной записи - пространственную. Напечатанная книга имеет пространственную структуру, а при чтении вслух - временную.

Казалось бы, между буквой и её фонетическим звучанием нет ничего общего. Но произнесённый и напечатанный тексты тождественны в информационном плане, если пренебречь той информацией, которая передаётся интонациями. Очевидно, они имеют структурное сходство. Именно в таком смысле можно говорить и о сходстве структуры нейронной модели со структурой отражаемого объекта.

На уровне отдельных элементов модели вполне достаточно однозначного соответствия.

Но на уровне модели непременно имеет место структурное сходство, или изоморфизм модели и объекта.

Рассмотрим такой случай. В химии кислород обозначают знаком О, а водород - знаком Н. Это чисто условные обозначения, символы. С таким же успехом можно было взять и другие знаки, потому что ничего общего между ними и реальными кислородом и водородом нет.

Но когда записывают формулу воды Н2О, то это уже не просто символическое обозначение, а модель.

В формуле, при всей несложности её начертания, есть структурное сходство с молекулой воды. Если записать формулу по-другому: Н — О — Н, то такая модель имеет больше сходства со структурой реального объекта. Можно каждый из входящих в формулу символов представить в виде атомной модели на плоскости; можно сделать эту модель трёхмерной. Модель будет всё больше приближаться к действительности, структурное сходство модели и объекта будет всё больше возрастать. Но на уровне элемента модели никакого сходства не будет, а будет лишь однозначное соответствие - код. То, что раньше было элементом, в более сложной и подробной модели становится структурой.

Модель может быть уменьшенной (или увеличенной) копией объекта, может быть упрощённым предметом, сделанным из другого материала, работать в другом масштабе времени. Если речь идёт о модели изменяющегося объекта, то в модели нужно определить функциональные особенности, закономерности изменения и развития.

Модель в мозге - это, по сути, информация, обрабатываемая определённым образом. Совершенно одинаковые нервные импульсы, группируясь во времени и в пространстве, образуют модели всё возрастающей сложности, отражающие действительность все более полно, приближаясь к пей, но никогда её не исчерпывая.

Создание нейронной модели можно считать коррелятом того, что принято именовать формированием представления. Движение возбуждения и торможения, их переход с одной модели на другую - это материальный базис процесса мышления.

Для того чтобы возникла мысль, требуется активация по крайней мере двух моделей.

Сопоставление этих моделей и есть реальное содержание мысли».

Лук А.Н., Мышление и творчество, «Политиздат», 1976 г., с. 9-11.