Новые неформальные организации 1920-х годов

«Четыре года войны и революций способствовали быстрому и скачкообразному умственному становлению и идейной самостоятельности вчерашних университетских выпускников и начинающих авторов.

Сокращённые военные семестры в немецких университетах, призывы на фронт и добровольчество, новые формы организации знания (вокруг профсоюзов, учительских организаций и просветительских инициатив) - всё это явно подрывало прежний привилегированный статус именно университетов и «старых» академий как главных площадок производства и «пересборки» идей.

Ведущими формами интеллектуальной революции рубежа 1910-1920-х годов и в России и в Европе стали неформальные институции: ассоциации, вольные собрания (пусть даже с программным статусом или лекционными циклами) и особенно - кружки, соединяющие дружеское, духовное, а порой и романтическое общение.

Смещение прежних иерархий и социальных барьеров, процессы общественного уравнивания (о котором десятилетие спустя будет говорить Макс Шелер) определят иной состав и умственный склад этих новых образований.

Часто близкие к богеме или авангарду, эти кружки - вроде петроградского ОПОЯЗа - противопоставляли свой рабочий характер элитарности модернистских салонов и, как правило, были далеки от атмосферы мистики и посвящённости, столь популярной накануне 1914 года.

Эта рациональность особого типа отличалась и от позитивистской «гелертерской» учёности, она соединяла черты научного семинара, политического и философского клуба, а также собрания свободных художников. Вообще именно это слово - «свободный», «вольный» - особенно часто употреблялось в названиях этих неформальных институций и групп».

Дмитриев А., Русская интеллектуальная революция 1910-1920-х годов в Европейском контексте, в Сб.: Русская интеллектуальная революция 1910-1930-х годов. Материалы международной конференции (Москва, РАНХиГС 30-31 октября 2014 г.), М., «Новое литературное обозрение», 2016 г., с.14-15.