Барьеры различной природы, мешающие творческой деятельности
Общая психологияПсихологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
Барьеры различной природы, мешающие творческой деятельности
Общая психологияПсихологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
Так называют культурные, профессиональные самоограничения мышления, мешающие решать творческие задачи.
«Джеймс Адамс приводит пример культурного блока в следующей загадке:
Задача. Предположим, что стальная трубка вмонтирована в бетонный пол в пустой комнате, как показано на рисунке. Внутренний диаметр на 0,6 дюйма больше, чем диаметр пинг-понгового шарика (1.50 дюйма), спокойно лежащего на дне этой трубки. Вы один из шести человек в этой комнате, где также находятся следующие объекты:
100 ярдов бельевой веревки;
Плотницкий молоток;
Долото;
Ящик с мукой;
Напильник;
Проволочная вешалка для пальто;
Раздвижной ключ;
Лампочка
За пять минут придумайте как можно больше способов извлечь из трубки шарик, не повредив ни его, ни трубку, ни пол.
Потратьте несколько минут и постарайтесь придумать творческое решение этой задачи. Если Ваши творческие способности такие же, как мои, то Вы, наверное, подумали: «Вот если бы разрешалось повредить пол, шарик или трубку, то я смог бы достать его за несколько минут».
Затем Вы, возможно, подумали, как можно было бы использовать имеющийся инвентарь или как изменить форму инструментов. Если Вам удалось составить длинный список возможных употреблений этих инструментов, значит Вы проявили беглость мышления или способность продуцировать ряд понятий за некоторый период времени. Однако, если Вам удалось генерировать несколько разных идей, значит вы проявили гибкость. Решение творческих задач может достигаться беглостью - т.е. можно представлять себе достаточное количестве понятий, чтобы найти одно нужное, - но во многих случаях беглость не ведет к решению и может даже оказаться потерей времени, Требуется более творческое мышление.
Решили Вы задачу шарика-в-трубке? Возможно, Вы решили сделать гигантский пинцет, разогнув проволочную вешалку и расплющив концы. Более гибким решением было бы сделать ловушку из волосков лампочки. А ещё более творческим было бы решение попросить одного из шестерых пописать в трубку, чтобы шарик всплыл на поверхность. Почему Вам это не пришло в голову, а если пришло, то почему пришло? Такое решение (извиняюсь за каламбур) могло не прийти к Вам из-за культурного запрета, запрещающего публичное мочеиспускание […] Поскольку лимит времени не установлен, мы могли бы также сделать, клейстер из муки, измазать им бельевую верёвку, опустить её в трубку и постараться, чтобы она присохла к шарику. Затем лёгкий шарик можно было бы осторожно извлечь. Можно было бы также попытаться вшестером опрокинуть всю комнату вместе с бетонным полом, чтобы шарик выкатился из трубки: в условиях сказано только, что трубка встроена в пол и что группа из шести человек находится в комнате. Это могла бы быть очень маленькая комната, с которой вполне справились бы шесть человек. Почему Вы не подумали об этом? Возможно, при помощи имеющихся инструментов Вы могли бы построить антигравитационную машину или извлечь шарик из трубки при помощи трансцендентального опыта (что такое реальность в конце концов?). Может, Вы напишете мне о других хитроумных решениях, если они у Вас есть. Способность к творческому мышлению частично определяется культурой и образованием».
Роберт Солсо, Когнитивная психология, М., «Тривола», «Либерея», 2002 г., с. 478-480.