Встреча Наставника-профессионала
Идеи новых социальных движенийИдеи / проекты создания новых социальных движений
Создание социального движенияСоздание социального движения
X
Встреча Наставника-профессионала
Идеи новых социальных движенийИдеи / проекты создания новых социальных движений
Создание социального движенияСоздание социального движения
X
Обитель мудрецов (гуру), отшельников и их учеников в древней и современной Индии
Ашрам обычно располагался в удалённой местности.
«Ашрамы представляют собой, по сути, группы лиц, образующиеся вокруг харизматического религиозного наставника (гуру, ачарья) или его преемника. Такие объединения могут носить различные названия (миссия, общество, организация), но обладают рядом общих черт, позволяющих отнести их к единому типу религиозной организации.
Термин «ашрам» (санскр. asrama) в определённой степени условный, ибо он в строгом смысле слова означает «обитель мудреца или религиозного деятеля».
Вместе с тем во всех крупных объединениях, имеющих вообще сложную и разветвлённую структуру, эта обитель всегда служит религиозно-философским центром и организационным ядром, из-за чего представляется вполне возможным расширительное использование данного понятия - в качестве типологического обозначения определённого вида сообщества приверженцев индуизма. […]
Несмотря на обилие мифологических, религиозно-философских образований и ритуалов, можно говорить о наличии в индуизме двух основных типов религиозных деятелей (и соответственно о двух основных типах религиозных отношений). Это, во-первых, жрецы, обслуживающие группы семей (подкасты) и посетителей храмов, во-вторых, религиозные учители, занимающиеся интерпретацией вероучения и наставляющие в религиозном знании своих последователей-учеников».
Ткачёва А.А., Индуистские мистические организации и диалог культур, М., «Наука», 1989 г., с. 4.
«Важнейшим этапом в формировании ашрама как объединения лиц, профессионально занятых разработкой вероучения, было возникновение приблизительно в середине I тысячелетия до н. э. - в эпоху напряжённейших духовных поисков - института саньясинов, людей, принявших во имя религиозного совершенствования обряд отречения от мира (саньяса).
В рамках этого института создается полностью альтернативная мирской система ценностей, главная из которых- освобождение от пут феноменального мира, а также собственно религиозная иерархия, отличная от кастовой. Место в этой иерархии определялось тем, является ли член данного сообщества саньясинов его основателем, т. е. проповедником «оригинального» пути к освобождению, или присоединился к нему впоследствии в качестве ученика, степенью приближенности саньясина к гуру, временем пребывания в обители».
Ткачёва А.А., Индуистские мистические организации и диалог культур М., «Наука», 1989 г., с. 21.
Принципиально, что отношения учителей (гуру) и учеников в ашрамах существенно отличались от кастовых отношений в Индии.
««Гуру», или «ачарья», для индуиста, вообще говоря, - понятие предельно широкое. Под него в принципе подпадает любое лицо, которое, как полагают, обладает сакральным знанием и способностью передавать его своим приверженцам. Отсюда в качестве гуру может выступать и жрец, обучающий мальчиков из брахманских семей ведам, ритуалу, и духовный наставник семьи из высокой и средней касты, и тот же окружённый ореолом харизмы политический деятель.
Сущность гуру в подавляющем большинстве апологетических трудов авторов-индуистов трактуется как некое мистическое двуединство: он - и олицетворённое знание и одновременно агент его распространения».
Ткачёва А.А., Индуистские мистические организации и диалог культур М., «Наука», 1989 г., с. 8 и 9.