Факторы развития цивилизации по Уорду Лесли

«... результатом увеличения мозга было развитие и умножение сознательных желаний.

Следствием этих процессов увеличения мозга и умножения желаний явилось усиление деятельности в животном мире, а эта деятельность сделалась преобразующей силой.

Предметом главных желаний были питание, защита и воспроизведение, которые и составляют цели природы; других целей у неё нет. Но так как удовлетворение желания, обеспечивая достижение этих целей, в то же время вызывало чувство удовольствия в организме, то это удовольствие и сделалось целью, и притом единственной, к которой стал стремиться организм. Достижение же её обеспечивает цели природы, функции.

Преследование цели организма привело к важным результатам, не имевшим отношения к удовольствию или к функции, но произведшим большие перемены в устройстве органической жизни и окружающих ее условий.

Важнейшие из этих перемен на низшей ступени развития состояли в создании растительности, приносящей цветы и плоды, в переходе физического превосходства от самки к самцу и, вероятно, в развитии первой руководящей способности мозга, называемой проницательностью, или хитростью.

Преобразующая сила не заключалась ни в желании, ни в удовольствии, вызываемом его удовлетворением, ни в функции, которая при помощи этого удовлетворения выполняется, - но в деятельности, вытекающей из усилий, направленных к достижению этих целей. Перемены, произведенные ею, не имелись в виду ни природой, ни организмом, но были вполне случайны. Они не всегда оказывались полезными, но в общем до сих пор были прогрессивны. Они отметили великие эпохи в эволюции; поэтому настоящую выгоду извлекла из них эволюция, или общий органический прогресс. Что касается вопроса о желании, то можно сказать вообще, что:

1) цель природы - функция;

2) цель организма - удовольствие;

3) цель эволюции - деятельность.

Если рассматривать действия как движения, производящими их силами являются желания, а науку о них можно назвать физикой ума, или психикой. Она составляет динамический отдел психологии, и её можно также назвать динамикой ума.

На человеческой стадии развития мы не замечаем перемены в природе рассматриваемого нами принципа, но только кооперативные свойства животного-человека, создавшие то, что называется обществом, придают этому принципу ещё гораздо большее значение.

Будучи, подобно низшим животным, только еще в сильнейшей степени, воодушевлён желаниями и стремясь к высшим и более общим удовольствиям, понимаемым под словом «счастье», человек почти так же бессознательно, как и они, проявлял множество разнообразных и беспрестанных усилий, которые сопровождались всеобъемлющей, постоянной и неугомонной деятельностью и производили обширные, радикальные и огромные перемены в окружающем мире. Перемены эти были не всегда полезны, как и те, которые были вызваны низшими существами; но в целом они тем не менее оказались прогрессивными и составили, вместе взятые, то, что называется цивилизацией.

Перемены эти не были целью, к которой бы стремились природа или человек, и, насколько они вообще были полезны, главную пользу из них извлекло общество, которое относится к ним так же безлично и бессознательно, как эволюция относится к результатам животной деятельности. Итак, мы опять приходим к тому заключению, которое было выведено из XIII главы, а именно, что

1) цель природы - функция;

2) цель человека - счастье;

3) цель общества - действие.

Если смотреть на человеческую деятельность как на социальные движения, силой, производящей их, будут желания; они рассматриваются наукой, которую можно назвать социальной физикой.

Она составляет динамический отдел социологии, или динамическую социологию, в первоначальном смысле этого слова, т. е. отдел, в котором обсуждаются социальные силы».

Лестер Уорд, Психические факторы цивилизации, СПб, «Питер», 2002 г., с.138-140.

 

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube