Криминальная / воровская культура

«„Урки" (т. е. воры) и „мурки" (агенты уголовного розыска) играют в жмурки», - говорит вор.  Зима ваша - лето наше», т. е. летом берут перевес воры, зимой же - не воры. […]

В воровской картине мира человек из общества («фраер») не выглядит обычным человеком в полном смысле этого слова. Поэтому по отношению к нему допустимы обман, насилие, надругательство. Люди редкой честности в отношениях друг с другом, воры обычно оказываются совершенно не заслуживающими доверия в их отношениях с фраерами - людьми из общества.

Более того, жизнь фраера не ценится совсем, хотя убийства совершаются лишь по необходимости […]

... особенность состоит в возрождении элементов магического отношения к миру. То, что мы называем «суеверием» и что является непременным элементом картины мира первобытного человека, с новой силой проявляется в картине мира воровской среды.

У воров сильно развита вера в сны, в предзнаменования и приметы, большое место занимают гадания.

Всё это - те общие «коллективные представления», которые делают поразительно похожими картины мира воров различных национальностей.

Как у всякой субкультуры, здесь есть свой язык (или, если быть точным, жаргон). И когда представитель субкультуры говорит или пишет на своем языке, его вряд ли поймёт обычный член общества. Вот примеры из тюремных писем.

«Кича локшовая. Все брушат, вантажа нет и хвостом не бьют» («Тюрьма плохая. Все вкалывают, поблажек никому нет, никто не пытается увиливать от работы»), И ещё: «Хороши лепилы на киче! Когда чалили в пульманы баланы, из-за одного шланга покурочил богоны» («Хороши хирурги в колонии! Когда грузили бревна в вагоны, из-за одного придурка повредил ноги»). […]

 

В целом же неписаные правила воровской жизни обязывают вора в законе выполнять следующие предписания:

- отказаться от родных - матери, отца, братьев, сестёр; не иметь семьи - жены, детей; при этом не возбраняется иметь любовницу;

- не работать - никогда и нигде, как бы трудно ни приходилось; жить только на средства, добытые кражами;

- помогать другим ворам - как морально, так и материально, используя воровской «общак» (общую кассу);

- держать в тайне сведения о соучастниках и месте их нахождения;

- в случае необходимости (если вор находится под следствием) брать на себя «прицеп» - чужое преступление; это даёт возможность другому вору как можно дольше находиться на свободе;

- в случае возникновения конфликта между ним и другим вором или между ворами требовать проведения сходки для разбора спорных вопросов;

- в случае необходимости участвовать в разборках, «правокачках»;

- по решению воровской сходки чинить расправу над провинившимся вором;

- не сопротивляться исполнению наказания в случае, когда сходка признала вора виновным в каком-либо нарушении и вынесла решение о его наказании;

- хорошо владеть воровским языком;

- не играть в карты, не имея возможности расплатиться;

- обучать ремеслу молодых начинающих воров;

- по возможности иметь «шестёрок», воровских «мужиков»;

- не терять рассудок при употреблении спиртного;

- не иметь никаких дел с властями; не участвовать в общественных мероприятиях, не вступать в общественные организации;

- не брать оружия из рук властей, не служить в армии;

- выполнять обещания, данные другим ворам.

Как видим, это целый свод взаимосвязанных принципов, регулирующих все сферы жизни члена криминальной субкультуры».

Криминальная субкультура, в Сб.: Художественная жизнь современного общества в 4-х томах, Том 1, Субкультуры и этносы в художественной жизни / Отв. ред. К.Б. Соколов, СПб, «Дмитрий Булавин», 1996 г., с. 142-143 и 146-147.