Провал мюзикла «Пророк» Ильи Олейникова

«Задуманный им мюзикл «Пророк» не сумел раскрутиться, что ввергло Лёлика в жесточайшую депрессию.

Всё началось с поездки в Штаты в конце девяностых. У Ильи там множество друзей: пол-Кишинёва плюс родственники. Илюша сходил на Бродвей на «Чикаго». Ушёл потрясённым и решил написать свой мюзикл. […]

Свободное время он проводил у рояля, играл, не зная нот. И Дениса не зря потянуло в музыку, она постоянно звучала дома у Олейниковых. Именно Денис подарил отцу компьютер, выдававший партитуру сыгранной мелодии. Мне нравились джазовые и рокерские куски. А попсовые - нет: «Илюх, ну это чистой воды «Сан-Ремо-67»! А этот «Сопот» тебе зачем?»

Тем не менее он написал много талантливой музыки. Хотя сюжет, который Илья положил в основу мюзикла, меня смущал. Действующими лицами были Пророк, Старик, Голос и так далее. И всё это вместе в подзаголовке именовалось «Притчей о блудном веке».

«Попытайся, - говорил я, - рассказать простую и яркую историю, а не высокопарную, да ещё и с пота`нным смыслом. Тогда есть шанс, что получится шлягер». Но Илюша нуждался в поддерживающих словах и слышал только их. Он хотел, чтобы мне понравилась его музыка. И я, признаюсь, этим пользовался: когда было надо, хвалил, а если хотел уколоть - ругал.

Это были отношения двух мужиков. Разве один рассчитывал, что другой умрёт? Мы жили обычной жизнью, не думая, что потом придётся вспоминать её в мемуарах. Поэтому она разная была. Вот и вся правда...

Набирал артистов и репетировал Илюха в Минске. Там дешевле и выгоднее. Я приехал туда, увидел вокруг него много людей. Спросил:

- Илюшенька, а бизнес-проект у вашей истории есть?

- Да, посмотри.

Это была красиво отпечатанная книжка, где мюзиклу Ильи гарантировались пятитысячные залы, в которых надо играть пять раз в неделю круглый год.

- Илюша, а где эти многотысячные дворцы? - уточнил я.

- Ну... везде. Уже всё договорено.

Он был так одержим созданием мюзикла, что экономическая составляющая перестала его интересовать.

Илья доверился чужим людям, воспользовавшимся его наивностью и горячей верой. Во имя постановки он продал квартиры, в которые вкладывал сбережения в конце девяностых.

Мюзикл делали, равняясь на самую высокую планку, заказали бродвейского уровня декорации, невероятно красивые костюмы... Поверьте, мне есть с чем сравнивать. Оборудование закупали с нуля. Главные роли играли Илья и Коля, его коллега по эстрадной «четвёрке». Лёлику советовали взять звёзд, называли фамилии Боярского, Басилашвили... Саша Абдулов вроде бы хотел помочь, но заболел.

Илюша ни на чем не экономил. Он хотел, чтобы рванула «бомба». Я не могу выступать критиком в этой истории. Мюзикл был слишком дорог близкому мне человеку. По сравнению с вложенными деньгами, личными жертвами, эмоциональными затратами моё мнение не имеет значения. Но я видел: происходит что-то не то. И как обычно, не мог сформулировать...

Мюзикл не пошёл. Теперь понимаю: рядом с Илюшей не было сильного продюсера, единомышленников, искренне переживавших за общее дело. Не может всё вытянуть один человек, даже с женой.

Постановка мюзикла - серьёзный бизнес, развитие которого в нашей стране затормозил трагический шлейф «Норд-Оста». Слово «мюзикл» у нас ассоциируется с трагедией. […]

Я пришёл на спектакль. Мне очень многое понравилось. Вопросы к либретто по-прежнему были. Ну и что? У меня и к Островскому есть вопросы. Это нормально. И не в качестве истории была причина, по которой мюзикл забуксовал. Огромная машина требовала бесконечных вливаний, ежедневных спектаклей, затратной рекламы. Замкнутый круг невозможно было разомкнуть без профессионального продюсирования, к которому Илья не имел отношения.

Когда он принял решение закрыть мюзикл, на него больно было смотреть. Илюша выносил и произвёл на свет это дитя. Он связывал с ним надежды, он любил его. А дитя оказалось нежизнеспособно, и он, его создатель, никак не мог на это повлиять...

Мужика такое не может не подкосить.

Он стал угрюмым и подавленным».

Стоянов Ю.Н., Игра в «Городки», М., «Эксмо», 2017 г., с. 36-39.