Правила кибуца

«В 1920-е годы член кибуца «Дгания» О. Лебл следующим образом сформулировал основные принципы кибуца, которые он назвал «законом квуцы»:

1. общая обязанность трудиться;

2. коллективный труд и самоуправление при распределении рабочего времени;

3. коммунистическая жизнь при равных условиях жизни в квуце;

4. равенство прав в хозяйстве и во всей жизни коммуны;

5. обязанность каждого отвечать за свои поступки, внимание и чуткость к членам коллектива;

6. дисциплина во всех сферах хозяйства и в общинной жизни;

7. свобода каждого в том, что касается политики, религии, партии и т.д.;

8. отказ от использования наёмного труда в хозяйстве квуцы;

9. общественное воспитание и питание детей до достижения ими возраста работоспособности;

10. обеспечение по старости и неработоспособности;

11. открытие для женщин новых сфер экономической трудовой деятельности;

12. равная обязанность всех членов квуцы (мужчин и женщин) работать в домашнем хозяйстве (готовка, кухня, стирка и т.д.);

13. проникновение членов квуцы в хозяйственные проблемы (объёма хозяйства, его отраслей, образования и повышения квалификации);

14. постоянное стремление к увеличению производства;

15. расширение квуцы в рамках её хозяйственных возможностей.

 

Женской эмансипации в базисных принципах квуцы, а затем и кибуцев уделялось важное место. В кибуцной идеологии признавалось существование только биологического императива - мужчины не могли заменить женщин в вынашивании детей. Во всём остальном, по их глубокому убеждению, мужчины и женщины должны быть взаимозаменяемы.

Как видно из перечня принципов организации кибуца, многие из них возникали по мере дальнейшего углубления социального эксперимента и диктовались объективными условиями его деятельности.

Так, введение общественного воспитания детей определялось не только желанием обеспечить реальные условия равенства мужчин и женщин в кибуце, но и острой нехваткой рабочих рук.

Но в «Дгании» дети жили в своих семьях в отличие от многих кибуцев, где семейная жизнь была также обобществлена - дети лишь короткий период после рождения находились с родителями, затем они воспитывались в круглосуточных яслях и детских садах. Родители навещали своих детей вечерами после работы, проводя с ними пару-тройку часов.

С увеличением числа кибуцев появлялись и другие формы организации кибуцной жизни, но базисные принципы оставались неизменными: общность имущества кибуца, включая дома, ротация при выполнении трудной и грязной работы, как и работы в вечерние и ночные смены, выходные и субботние дни.

Удовлетворение всех материальных потребностей осуществлялось из общественных фондов - в кибуцах имелись вещевой склад, прачечная, столовая».

Б.И. Дубсон, Кибуцы. Путешествие в светлое будущее и обратно, М., «Крафт+», 2008 г., с. 15-16.