Уолтер Кеннон публикует книгу: Путь исследователя...

Уолтер Кеннон публикует книгу: Путь исследователя: научные эксперименты в медицинском исследовании / The way of an investigator: a scientist's experiences in medical research, New York, «Norton», 1945.

В том числе в книге автор пишет, что «… с годами его всё больше поражало при общении с коллегами, что многим из них, блестящим в одном отношении, приносили ущерб другие свойства характера. Он встречал учёных, отличавшихся богатством идей, но оказавшихся из-за недостаточного трудолюбия бесплодными; продуктивно работавших, но скрывавших в силу подозрительности характера полученные результаты; чрезмерно критичных по отношению к собственным смелым гипотезам и потому боявшихся их развивать и т. д.

В сложном сочетании личностных качеств, нужных для продуктивного научного труда, Кеннон выделяет несколько стержневых. Первое место он отводит любопытству, пробуждающему деятельность воображения. «Любопытство - «первый реквизит карьеры исследователя».

Не вступал ли Кеннон тем самым в противоречие с общепризнанным образом учёного? Наука означает логически обоснованное и эмпирически контролируемое познание вещей самих по себе, где всё субъективное нивелируется до пределов, какие только достижимы для человека. Поэтому обычно, рисуя психологический облик исследователя, выделяют прежде всего силу его логического мышления, точность наблюдений, отрешенность от субъективных пристрастий и т. п. Этот образ учёного сложился под впечатлением своеобразия его социальной миссии. Общество ждет от учёных объективной истины - возможно более достоверной информации о реальности. Но наука не только готовое знание, она также и деятельность по добыванию этого знания. Именно деятельностный аспект науки в центре интересов Кеннона. Учёный, размышляет он, воздействует на природу посредством специальных методов (наблюдение, эксперимент и др.) с целью выпытать у неё ответы. Но для этого он должен сперва уметь задавать вопросы. Исследователь - это прежде всего «генератор вопросов». За способностью наблюдать факты, сопоставлять и обобщать их, получать выводы и осуществлять другие операции, воспроизводимые в схемах логики, скрыта главная страсть учёного - изобретать всё новые и новые вопросы. Это должны быть «стоящие» вопросы, обращенные к реальной связи вещей. Итак, важнейшим психологическим свойством, необходимым исследователю, является, по Кеннону, «проблемность» ума, готовность и умение генерировать вопросы.

Проблемность мышления Кеннон считал неотделимой от свойства, которое он назвал «имажинативным инсайтом». Имелась в виду способность воображения (imagination) в сочетании с другой способностью - схватывать оригинальную идею. О том, сколь существенную роль отводил Кеннон этому психологическому фактору научного труда, говорит следующее. Касаясь возрастной динамики творчества, он отмечал, что способность к занятиям наукой и в пожилом возрасте может сохраниться на высоком уровне. В пользу этого предположения приводился единственный аргумент. Кеннон считал, что и в 70 лет он не утратил дар «имажинативного инсайта». Стало быть, дар воображения в соединении с особым синтетическим актом «инсайта», о котором будет сказано далее, но не само по себе умение оперировать логическими парадигмами или добывать эмпирические данные трактуется как показатель сохранности творческих, а не только интеллектуальных сил ученого».

Ярошевский М.Г., Чеснокова С.А., Уолтер Кеннон, М., «Наука», 1976 г., с. 310-312. 

 

Уолтер Кеннон сам следовал своему правилу задавать вопросы: после смерти учёного его сотрудница нашла «… большую папку, озаглавленную «Вопросы». В ней лежало множество листочков, в которых разборчивым почерком, без всяких комментариев приводился список вопросов, говоривших о широте интересов и изобретательности ума».

Ярошевский М.Г., Чеснокова С.А., Уолтер Кеннон, М., «Наука», 1976 г., с. 341. 

 

Шесть качеств творческой личности по Г.С. Альтшуллеру