Различные эффекты, связанные с шаблонностью (инерцией) мышления человека…
Ошибки при построении теорийОшибки при построении научных теорий
X
Различные эффекты, связанные с шаблонностью (инерцией) мышления человека…
Ошибки при построении теорийОшибки при построении научных теорий
X
«На детских рисунках Спенсера тень какого-нибудь предмета изображалась всегда чёрной. Молодой рисовальщик видел на своём небольшом веку, разумеется, множество теней, и так как он не имел на этот счёт никаких заранее установленных мнений, а в большинстве виденных им случаев тень приближалась к чёрному цвету, то глаз его неспособен был различить противоположные случаи.
Так дело шло до восемнадцати лет. Тут Спенсер встретился с одним артистом-дилетантом, который стал ему доказывать, что тень бывает не чёрного, а нейтрального цвета. Молодой человек спорил, приводил в доказательство свое собственное наблюдение, но наконец должен был сдаться. Тут только глаза его прочистились, и он убедился, что до сих пор орган зрения обманывал его, докладывая, что тень всегда чёрная; он увидел, что она бывает весьма часто цветная. Прошло несколько времени, и чтение популярного сочинения по оптике навело его на раздумье о причинах цветных теней. И когда, вследствие этого, у него составилось определённое понятие о тенях, глаза его стали очень явственно различать оттенки их.
Поняв, что цвет тени зависит от цвета всех окружающих предметов, способных испускать лучи и отражать свет, он увидел очень ясно, что, например, в лунную ночь, возле газового фонаря, карандаш, помещённый перпендикулярно к листу бумаги, даст две тени: пурпурно-голубую и жёлто-серую, производимые отдельно горящим газом и луной.
До тех пор, пока он не узнал из теории, что так должно быть, и приступал к наблюдению без всякого предвзятого мнения, он не замечал подобных явлений. Таким образом, относительно самого обыденного явления он имел последовательно три убеждения, из которых каждое основывалось на наблюдении. «Без помощи первой гипотезы, - говорит он, - я, вероятно, остался бы при общем убеждении, что тени черны. Без помощи другой я оставался бы, вероятно, при убеждении, наполовину истинном, что они нейтрального цвета».
Из этого Спенсер и заключает, что и присутствие и отсутствие предвзятого мнения невыгодно влияют на точность наблюдения: в первом случае наблюдатель невольно поддается своей затаенной мысли и видит вещи не такими, каковы они действительно, а во втором - упускает из виду многое, существенно важное в наблюдаемом явлении.
Где же исход из этой дилеммы? «Все наблюдения, исключая тех, которые производятся под влиянием уже установленных истинных теорий, рискуют оказаться извращёнными или неполными». В конце концов, мы, значит, всё-таки отброшены к предвзятому мнению. С тем, однако, важным условием, чтобы мнение это имело за себя известные, полновесные гарантии. Оно должно вытекать из некоторой прежней, проверенной и вполне истинной оценки известной группы явлений.
Всматриваясь в последний из приведённых нами примеров Спенсера, нетрудно видеть, что он весьма мало годится в примеры заблуждения от отсутствия предвзятого мнения. Молодой Спенсер не замечал цветных теней, очевидно, не потому, чтобы он не имел относительно этого каких бы то ни было убеждений, а напротив - в силу ложного убеждения, что все тени черны; он, следовательно, всё-таки приступал к наблюдению с предвзятым мнением, а не без него. То же самое относится и ко всем приводимым им примерам этого рода. Да и едва ли можно подыскать пример заблуждения от отсутствия предвзятого мнения, потому что самое отсутствие это немыслимо.
Человек всегда приступает к исследованию с предвзятым мнением и, смотря по качеству последнего, доходит то до гениального открытия, то до невообразимой нелепости.
Если читатель не согласится с этим, то только потому, что в уме его с выражением «предвзятое мнение» ассоциировалось представление о чем-то несостоятельном и неизбежно ложном, что, разумеется, неверно.
Предвзятое мнение обусловливается двумя элементами: во-первых, запасом предыдущего, бессознательно или сознательно приобретенного опыта и, во-вторых, высотой нравственного уровня исследователя. И если этот нравственный уровень достаточно высок, а предварительная умственная работа была достаточно сильна, то нет причины опасаться за состоятельность предвзятого мнения.
Бэкон наивно-грубо и, принимая в соображение его личные качества, даже несколько бессовестно говорит: «если муж зрелого возраста, неподкупных чувств, просвещённой души обратит свой ум на опыт и частности, то от него можно будет ожидать многого» (Либих. Фр. Бэкон Веруламский и метод естествознания)».
Михайловский Н.К., Что такое прогресс? / Избранные труды по социологии в 2-х томах, Том 1, СПб, «Алетейя», 1998 г., с. 10-12.