«На заре семиотических исследований Лотман получил из официальной газеты «Советская Эстония» просьбу откликнуться на письмо некоего помощника машиниста дизель-поезда И. Семенникова: этот читатель газеты (неважно, мифический или реальный) заинтересовался, что это за наука такая - семиотика; Лотман тут же откликнулся статьей «Люди и знаки» (Советская Эстония. 1969 г., № 27; 2-е изд.: Вышгород. Таллин, 1998 г., № 3, с. 133-138).
Заканчивается статья интересным вопросом-прогнозом: «Не возникнет ли когда-либо «артистика» - наука, изучающая законы художественных конструкций для «прививки» некоторых их свойств системам по передаче и хранению информации?».
А два года спустя, когда мы уже приступили к хоздоговорным работам, мы коллективно назвали такую науку «артоникой», ближе к «бионике»: бионика - наука, исследующая те системы живых существ, которые достигли совершенства в процессе многовековой эволюции и которые можно использовать в механике, в технике; а наша наука, названная по корню «искусство» (латинское «аре», «артис»), обращает внимание на какие-либо структурно-системные построения в художественных сферах, от литературы до живописи и музыки, которые можно было бы использовать в кибернетике и теории информации.
К сожалению, через три с половиной года после начала, в 1976 г., наши хоздоговорные исследования были прекращены по приказу чиновника. Проректор по науке Института авиаприборов В.В. Хрущёв, проверявший как-то отчеты кафедр о хоздоговорах, натолкнулся на материалы кафедры кибернетики и был крайне изумлен, увидев, что кафедра заказывает неизвестным гуманитариям непонятные темы. Он волей начальника тут же запретил М.Б. Игнатьеву тратить государственные деньги на какую-то там гуманитарию, не принял никакие оправдательные разъяснения. Однако, несмотря на запрет официальных контактов, все участники продолжали трудиться в новых областях.
Своеобразным обобщающим итогом того этапа явилась коллективная статья: Б.Ф. Егоров, М.Б. Игнатьев, Ю. М. Лотман «Искусственный интеллект как метамеханизм культуры». Она в своё время не была опубликована, пролежала свыше 20 лет в моём архиве и лишь недавно была оттуда извлечена и опубликована (Russian Studies, СПб, 1995 г., № 4, с. 277-287).
Основные идеи «метаязыкового» характера принадлежат Лотману (многие из них рассыпаны по страницам упомянутых отчетов по хоздоговорным работам); Игнатьеву - техногенные и технологические проблемы, третьему соавтору - исторические экскурсы и природный уклон».
Егоров Б.Ф., Ю.М. Лотман как человек и явление, в Сб.: Юрий Михайлович Лотман / Под ред. В.К. Кантора, М., «Росспэн», 2009 г., с. 40-41.