«Эрнст Амадей Гофман ввёл в литературу романтизма мотив двойника, alter ego человека.
Интересно следующее замечание 3игмунда Фрейда: «Самое чувствительное оскорбление человеческому ореолу величия причинит психологическое исследование, желающее доказать, что «я» не является господином даже в собственном доме и вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его бессознательной душевной жизни» (Зигмунд Фрейд , Жуткое / Собрание сочинений в 10-и томах, Том 4, М., «Союз театральных деятелей» 2006 г., с. 271).
Аналогичную идею мы встречаем в «Ночных историях» Гофмана (1817 г.). Так, в сказке «Песочный человек» возлюбленная Натанаэля Клара в трактовке того мира, в котором живёт мечтатель Натанаэль, делает интересные замечания: «Тебе не верится, что и веселая, беспечальная, беззаботная душа может почувствовать враждебное проникновение тёмной силы, стремящейся погубить нас в нашем собственном «я»?
Это фантом нашего собственного «я», чьё внутреннее сродство с нами и глубокое воздействие на нашу душу ввергает нас в ад или возносит на небеса».
Также мотив двойника является основным в романе «Эликсиры сатаны» (1815 г.). Показателен следующий отрывок: «Я пришёл к мысли, что наши, как мы их обычно именуем, грёзы и фантазии, являются, быть может, лишь символическим откровением сущности таинственных нитей, которые тянутся через всю нашу жизнь и связывают воедино все её проявления».
Левочский С.С., Философские предпосылки теории психоанализа в немецком романтизме, журнал «Вопросы философии», 2015 г., № 2, c. 153.