Творческое развитие юношей и девушек
Подготовка элитыПодготовка профессиональной элиты
Пакет планов творческой личностиОдно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
X
Творческое развитие юношей и девушек
Подготовка элитыПодготовка профессиональной элиты
Пакет планов творческой личностиОдно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
X
В отличие от других студентов-медиков, увлекавшихся политическими спорами, чтением революционной литературы и т.п., «Усвоив в неразберихе преподаваемых ему истин, что главным учителем его должен стать опыт, Сергей Боткин начал последовательно осуществлять «собственную программу обучения».
Если мы проследим за годами занятий Боткина в университете, то увидим, с какой настойчивостью знакомится он со всем, что может дать ему опыт.
Он проводит много часов в прозекторской за приготовлением препаратов, пока не добивается, что его работу нельзя отличить от образцов, изготовленных Соколовым. Он, почти единственный из студентов, обучается у профессора Варнека обращению с микроскопом, который в то время считали «кабалистическим оружием», у него же знакомится с гистологией. Этот предмет не был выделен в специальный курс и изучался поверхностно.
С увлечением ставит Боткин опыты по химии, пользуясь тем, что профессор фармации и фармакогнозии Лясковский предложил желающим работать с ним приватно.
С особенным старанием занимается Сергей в клинике. Он посещает клинику не только в положенные часы, но и остаётся дежурить за других студентов, которые частенько с удовольствием уступали ему свою очередь (одним из таких студентов был, кстати сказать, Сеченов).
Внимательно перенимает Боткин у Пикулина новые методы обследования больного. Перкуссия - выстукивание, пальпация - прощупывание и аускультация - прослушивание - эти три способа осмотра вызывали в то время разное отношение врачей: одни совсем не применяли их, считая «выдумкой для пускания пыли в глаза больному», другие, недостаточно освоив методы, не умели извлечь из них нужных показаний.
Боткин вспоминал впоследствии: «Ещё на моей памяти, когда я начал только учиться практической медицине, ныне принятые методы объективного исследования больного, а также аускультация и перкуссия ещё не составляли такого общего достояния, как теперь, когда,
можно сказать, почти нет врача, не владеющего с большим или меньшим искусством техникой этого способа исследования».
По мере того как будущий медик осваивал новые методы, он всё больше понимал их значение - они вооружали его, давали как бы второе зрение. Вот врач выстукивает, выслушивает, ощупывает - и тело больного подаёт ему знаки, непонятные другим, но ясные ему. Вот там глухой тон, а тут, наоборот, слишком громкий, там звук трения, шум, тут он замечает ненормальное увеличение объёма.
И каждый день он выстукивал, слушал и запоминал, сопоставляя свои ежедневные наблюдения. И каждый день приносил что-нибудь новое, обогащал опытом. Так приходило мастерство. Уже студенты стали обращаться к нему в отсутствие Пикулина. Уже без труда разбирался он во всей сложной гамме шумов и стуков.
Как когда-то Елизавета Богдановна Грановская научила его в сложной симфонии звуков узнавать мелодию, так теперь в этом хаосе шумов он научился узнавать знакомые тоны и обертоны. Иногда попадался новый, неизвестный симптом, и он запоминал его и долго потом думал, с чем же, с каким болезненным изменением в организме он может быть связан.
Однокурсники считали, что Боткин обладает клиническим мышлением и лучше других разбирается в диагностике запутанных случаев. Они часто обращались к нему как к авторитету и просили его консультации в сложных случаях.
Белоголовый отмечает, что «характерной чертой Боткина было то, что обращение товарищей к его помощи он принимал не только без всякого самолюбивого чувства, а напротив - с величайшей охотой и удовольствием, потому что его пытливый ум постоянно требовал работы и искал самых хитрых и запутанных патологических случаев, с которыми он мог бы потрудиться и решать их, как математические задачи, путем логики и установленных медицинских законов, и до тех пор не успокаивался, пока ему не удавалось решить предложенный на его суд «спорный вопрос».
Сергей Боткин с головой ушел в ученье. Для него не существовало теперь ничего, кроме медицинских книг, прозекторской, клиники...»
Нилов Е., Боткин, М., «Молодая гвардия», 1966 г., с. 29-30.