«Женщину с малолетства отучают думать, от неё тщательно удаляют всякие предметы, могущие затронуть её мысль и ум её; не находя себе пищи в области фактов действительных, она бросается в безграничную сферу фантастических призраков, и, таким образом, в женщине развивается пагубная фантастичность - этот страшный враг здравого смысла и здравой логики.
Фантазия, не сдерживаемая логикой и здравым смыслом, могла бы далеко увлечь женщину, если бы она не нейтрализировалась другими, противоположными влияниями. Узкая сфера, в которую втиснута деятельность женщины, мелкота и пошлость интересов, наполняющих её жизнь, отшибают крылья фантазии и вырождают её в какую-то расплывающуюся и бессодержательную сентиментальность. Этим же влияниям следует приписать ту робость мысли, ту односторонность, то отсутствие широких обобщений, которые почти в каждой женщине так резко бросаются в глаза и которые заметны даже в произведениях женщин-писательниц.
Мы не знаем ни одного учёного произведения, написанного женщиной, в котором можно было бы встретить широкие обобщения, смелые выводы или даже вообще какие-нибудь оригинальные мысли.
Вместо основательной эрудиции мы находим в них одну только мелочность, вместо широких выводов - поверхностность и фразёрство.
Даже лучшие произведения замечательнейших женщин-романисток поражают нас какой-то жалкой односторонностью; женщина не обхватывает вопроса со всех сторон; она берёт обыкновенно одну какую-нибудь его сторону и ездит, ездит на ней, пока, наконец, её перестают слушать. Место не позволяет нам ссылаться на примеры, и мы уверены, что с нами согласится всякий, кто хоть сколько-нибудь знаком с женской литературой.
Конечно, есть два-три исключения, но ведь нет правила без исключений. И этих исключений будет тем больше, чем разумнее будет становиться женское воспитание, чем более будет расширяться сфера женской деятельности и, наконец, само правило превращаться в исключение, а исключение в правило. Но для этого нет надобности сбивать и спутывать понятия женщины, уверяя её, будто она, при её теперешнем развитии, может иметь какое-нибудь непосредственное благотворное влияние на прогресс наших знаний; пусть она лучше знает, что никакого такого влияния иметь она не может до тех пор, пока не изменятся её воспитание и образ её жизни».
Ткачёв П.Н., Примечания к статье Г.Т. Бокля «Влияние женщин на успехи знания» / Сочинения в 2-х томах, Том 1, М., «Мысль», 1975 г., с. 175-176.