Советы молодым архитекторам по Френку Ллойду Райту

Современная архитектура утверждает высшее человеческое ощущение освещённого солнцем пространства. Органичные здания - это прочность и лёгкость паутины, здания, характеризующиеся светом и выраженные характером окружения - связанные с землей. Вот это - современно!

Ну, а пока, прощаясь с молодым человеком в архитектуре, - каким он должен оставаться всегда, - отметим то, чем следует руководствоваться в работе:

- Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своём роде и в своё время.

- Пусть никто из Вас не вступает в архитектуру ради того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, если Вы не любите архитектуру как живой принцип, если Вы не любите её ради неё; готовьтесь быть верными ей, как матери, другу, самому себе.

- Берегитесь архитектурных школ во всём, кроме обучения инженерному делу.

- Идите на производство, где Вы сможете видеть действия машин я механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.

- Немедленно начните вырабатывать в себе привычку задумываться почему по поводу всего, что Вам нравится или не нравится.

- Не считайте ничего само собою разумеющимся прекрасным или безобразным, но каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой чёрточке. Учитесь отличать любопытное от красивого.

- Приобретите привычку анализировать, со временем способность анализа даст возможность развиться способности синтеза, которая тоже станет привычкой разума.

- Мыслите простыми категориями, как говаривал мой учитель, имея при этом в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.

- Отбросьте, как отраву, американскую идею быстрой оборачиваемости. Начать практическую деятельность полуиспечённым - это значит продать свое врождённое право быть архитектором за чечевичную похлебку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.

- Не торопитесь заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.

- Затем уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания. Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения.

- Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный расчёт принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.

Не следует всё в жизни ставить на коммерческую ногу и именно потому, что Вам довелось жить в век машины. Например, архитектура сегодня шествует по улицам продажная, так как получить работу стало первым принципом архитектуры. В архитектуре работа должна искать человека, а не человек работу. В искусстве работа и человек - напарники; ни один из них не может быть куплен или продан другим.

А пока что, поскольку то, о чём мы говорили, является высшим и прекраснейшим родом интегральности, держите свой собственный идеал честности так высоко, чтобы самым важным в жизни помыслом Вашего честолюбия было называть себя честным человеком и смотреть самому себе прямо в глаза. Держите свой идеал честности так высоко, чтобы Вы сами не смогли его никогда достичь.

Франк Ллойд Райт, Молодому архитектору / Будущее архитектуры, М., Госстройиздат, 1960 г., с. 175-176.