Национальная идея и реформы в Южной Корее

«В самом начале своего правления Пак Чжон Хи опубликовал написанную в юности книгу «Корейский путь», где очень точно и конкретно описал своё видение возрождения Кореи и пути построения сильной и экономически передовой страны.

Национальная идея была определена ясно и понятно для всех: централизация власти для достижения целей экономического роста, благосостояния людей и индустриального развития; сильная националистическая демократия мировых стандартов на основе возрождения национального самосознания и полной независимости нации за счёт стабильного экономического роста.

Основой экономического подъёма страны выбирался механизм долгосрочного стратегического планирования, а не ежедневных распоряжений и указов, и уничтожение коррупции чиновничества.

Главной целью жизни «генерал-президент» назвал повышение стандартов жизни простых корейцев. Он призвал нацию к сотрудничеству с государственной властью и поклялся соблюдать экономические свободы и материальные права личности. Этим он объединил нацию и обеспечил стабильность развития общества.

Генерал не лгал корейцам и не употреблял впустую слов о счастье, будущем, свободе личности, любви к народу и демократии. Он призвал их исполнить древний конфуцианский канон, по которому каждый должен сначала добиться экономической свободы и лишь затем думать о свободе духа. Умный и честный был генерал.

Под влиянием группы молодых корейских бизнесменов, среди которых Чон занимал ведущее место, были определены семь национальных приоритетов развития.

Именно эти семь приоритетов были включены в первый пятилетний план развития 1962-1966 годов: развитие источников энергии для нужд национальной индустрии; корректное, но постоянное преобразование структуры экономики страны; рост отраслей промышленности, влияющих на повышение стандарта жизни народа; образование; создание экономических условий для роста индивидуального предпринимательства; улучшение платёжного баланса и продвижение технологического развития на основе мировых достижений.

Государственными лозунгами стали заимствованные у «Хундай» корпоративные каноны и правила:

«Мы, корейцы, самая трудолюбивая нация.

Мы, корейцы, лучшие работники в мире.

Мы, корейцы, самая дисциплинированная нация трудовых людей.

Мы готовы нести любые лишения за величие духа корейской нации».

Одновременно было объявлено о поддержке иностранными финансовыми ресурсами ведущих корейских корпораций, о налоговой и финансовой поддержке всех корейских экспортеров.

Вводились меры, поддерживающие накопление личных и корпоративных капиталов. Был открыт ряд свободных экономических зон как экспортно-импортных ворот притока капитала. В сельском секторе хозяйства были поддержаны льготными кредитами и новой техникой национального производства. Были созданы деревенские кооперативы скандинавского типа с точно определенной паевой собственностью и пропорциональными доходами.

Вся пропагандистская мощь государства была направлена на национальное возрождение. Было значительно увеличено финансирование образования, науки и институтов национальной корейской культуры. Был, «по просьбам» народа, увеличен до 11 часов официальный рабочий день в промышленности и строительстве, официально введён государственный праздник «Национальный экспортный день», в течение которого все компании и бизнесмены обязаны были продемонстрировать народу свои экспортные достижения.

Государство методом постоянной поддержки управляло ростом частного сектора промышленности. Строго регулировались банковские процентные ставки и доступность кредитов. Были введены гарантии правительства и Министерства финансов для всего капитала, финансирующего частный бизнес.

В это очень трудно поверить, но к концу срока первого пятилетнего плана развития корейский экспорт вырос с 50 млн. долларов США в 1962 году до 1 млрд. долларов в 1966 году. Рост внутреннего накопления за пять лет увеличился почти на 40%. Удвоился внутренний спрос товаров и услуг. Импорт в страну бытовых товаров сократился наполовину. Практически исчезла безработица. Был значительно повышен социальный статус образованных людей. На 300% вырос по численности малый и средний бизнес, налоги от которого полностью покрывали потребности правительства в социальных дотациях.

Стратегия национальных приоритетов и совместные усилия президента страны Пака и руководителей корейских компаний-экспортёров привели к уникальным результатам.

Президент Пак ежемесячно встречался с корейскими бизнесменами для решения их проблем по росту индустриального бизнеса и проблемам экспорта».

Малевич И.А., Азиатский треугольник драконов, М., «Аст»; Минск, «Харвест», 2006 г., с. 380-383.