Современная мистика как товар по А.А. Горелову

«Люди проваливаются в мистику, как в сон, когда снимаются более высокие этажи культуры.

Современная мода на мистику вызвана падением престижа всех других отраслей культуры. Скатывание в мистику происходит, когда нет возможности удержаться за уступы философии, науки и т.д.

Возможно ли сообщаемое в тысячах мистических сочинений?

В принципе да, тем более что в мистике имеем дело со знанием, которое трудно проверить.

Сейчас много жертв мистических увлечений, поскольку она очень удобна для внедрения:

1) её нельзя опровергнуть (как науку);

2) не надо обосновывать (как философию);

3) она не нуждается в таланте (как искусство);

4) не обременена соблюдением традиций (как религия);

5) не навязывается (как идеология);

6) не нуждается в каких-либо материальных механизмах (как техника) и в знании преданий (как мифология).

Особенность современного исследования мистики заключается в том, что она изучается не в рамках какой-либо другой отрасли культуры, а сама по себе в своей самоценности и первозданности.

Это, по крайней мере, позволяет сделать вывод, что мистические озарения идут из глубин человеческой психики, из её нижних (по происхождению изначальных) этажей. В мистических рассказах описывается исчезновение пространства, времени и ощущения личности. Мир теряет форму и содержание. Остаётся чистое абсолютное Я и откровение смысла жизни.

Мистицизм обычно противопоставляют рационализму. Это справедливо в том смысле, что роль мистицизма в обществе в принципе постепенно убывает, а роль рационализма увеличивается».


Горелов А.А., История мировой культуры, М., «Флинта», 2007 г.,  c. 63.