Мистика и творчество
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Мистика и творчество
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
«Люди проваливаются в мистику, как в сон, когда снимаются более высокие этажи культуры.
Современная мода на мистику вызвана падением престижа всех других отраслей культуры. Скатывание в мистику происходит, когда нет возможности удержаться за уступы философии, науки и т.д.
Возможно ли сообщаемое в тысячах мистических сочинений?
В принципе да, тем более что в мистике имеем дело со знанием, которое трудно проверить.
Сейчас много жертв мистических увлечений, поскольку она очень удобна для внедрения:
1) её нельзя опровергнуть (как науку);
2) не надо обосновывать (как философию);
3) она не нуждается в таланте (как искусство);
4) не обременена соблюдением традиций (как религия);
5) не навязывается (как идеология);
6) не нуждается в каких-либо материальных механизмах (как техника) и в знании преданий (как мифология).
Особенность современного исследования мистики заключается в том, что она изучается не в рамках какой-либо другой отрасли культуры, а сама по себе в своей самоценности и первозданности.
Это, по крайней мере, позволяет сделать вывод, что мистические озарения идут из глубин человеческой психики, из её нижних (по происхождению изначальных) этажей. В мистических рассказах описывается исчезновение пространства, времени и ощущения личности. Мир теряет форму и содержание. Остаётся чистое абсолютное Я и откровение смысла жизни.
Мистицизм обычно противопоставляют рационализму. Это справедливо в том смысле, что роль мистицизма в обществе в принципе постепенно убывает, а роль рационализма увеличивается».
Горелов А.А., История мировой культуры, М., «Флинта», 2007 г., c. 63.