Аристократия ума по П.Ф. Каптереву

«Экономическое значение одного человека с изобретательным гением с избытком покрывает издержки воспитания целого города, потому что одна идея, как, например, главное изобретение Бессемера, прибавляет к богатству Англии столько же, сколько прибавила бы работа 100 000 взрослых рабочих. A. Marshall  […]

Человечество живёт делами и идеями избранных, они создают всю культуру, материальную и нравственную, без них человечество никогда не вышло бы из первоначального дикого состояния.

Все удобства жизни, вся материальная культура есть создание высоких умов.

На памяти истории все выдающиеся открытия и изобретения совершены отдельными талантливыми людьми: паровые машины, электрические двигатели, усовершенствованное освещение, открытие микроорганизмов и средств борьбы с ними, всякого рода сооружения и технические усовершенствования - всё это дело рук единиц, имена которых известны истории.

Имена древнейших великих изобретателей: огня, возделываемых растений, приручения животных, шлифования камня, обжигания глиняных сосудов, применения металлов к удовлетворению потребностей человека, создания орудий защиты и нападения - неизвестны истории, но едва ли можно сомневаться, что творцами таких великих открытий были единицы, а не массы. Эти старые открытия и изобретения важны не менее новых, даже важнее последних; для совершения их требовались не меньшие умственные напряжения, умственная даровитость и стечение благоприятных условий, чем для совершения новых. Каждое открытие есть результат весьма сложного процесса, в котором действуют и субъективные факторы - даровитость, способность тонкого наблюдения и сочетания данных, настроение, - и объективные, представляемые местными и временными условиями жизни и деятельности известного лица. А масса таких благоприятных обстоятельств, соединённых в одно неразрывное целое, не может встречаться на каждом шагу, быть достоянием бесчисленного множества единиц. Вожаки и передовые люди существовали испокон века, они есть даже у общественных животных.

Духовная культура человечества есть также создание единиц.

В какую бы область духовного творчества мы ни заглянули, мы всюду встретимся с величавыми образами основателей религий, законодателей, поэтов, мудрецов, людей высокого самопожертвования ради общественного блага. Светочи истины, добра, красоты, правды мерцают среди глубокой тьмы, объемлющей человечество, и лучами этого света, тепла, душевной красоты и живёт человечество. Его лучшие верования, убеждения, идеалы, его рай и ад, его порывания от земли к небу, его гуманные стремления - всё это открыто единицами и ими привито массе, нередко путём бесконечных личных страданий и крестной смерти. Единицы, часто неведомые по имени, дали человечеству хлеб насущный для питания тела и души.

И нравственная обязанность, и материальные интересы, и всякого рода расчеты требуют, чтобы каждый народ широко использовал свои возможные таланты. В них не только его сила, но и спасение от погибели. Народ силён ныне не числом, не мускулами, а умом, талантами, ныне нужны духовные богатыри, а не Самсоны и Геркулесы.

Народ, губящий свои таланты невниманием к ним, не устраняющий препятствий к их развитию, не создающий для них благоприятной почвы, неизбежно будет отсталым народом, слугой других, более ценящих умственную даровитость.

Он будет предметом самой бессовестной эксплуатации, об его достоянии будут метать жребий более талантливые соседи. Да и безнравственно губить таланты, это лучшее создание Божие на земле. Неиспользованный талант пропадает для народа навсегда. Если народ не откопал сокровищ, находящихся в его земле, это ещё не особенно большая беда; позднейшие поколения того же народа или другой народ в своё время выроет их; неиспользованные таланты, погибшие от нерадения, от недостатка благоприятной почвы для развития, не могут быть никем отрыты и оживлены, они навсегда погибли и для народа, и для человечества.

Мы далее увидим, что мы, русские, очень сильно грешим невниманием к своим талантам, у нас их пропадает много зря, без всякого толку. Таким путём мы намного понижаем свою культурность и становимся в зависимость от других народов. […]

Что мы знаем о древнегреческой массе граждан? Сравнительно не особенно много.

Мы судим о древних греках не по массе, но по её выдающимся людям, по её талантам и гениям; масса же нам дорога главным образом тем, что из неё вышли такие гении, что она их породила и воспитала.

Мы уверены, что то, что лежало в греческой природе великого, благородного, плодотворного для человечества, всё это выразилось в её великих людях на различных поприщах деятельности. Таким образом, великие люди страны не только суть светочи правды и знания для человечества, но и показатели народных свойств, природы племени, степени его талантливости и направления этой последней. […]


Таланты не распределяются по сословиям, выдающиеся способности родителя в известном отношении нисколько не могут служить порукой, что сын, если он будет также талантлив, проявит свою талантливость в той же самой отрасли деятельности, как и отец. К отцовской деятельности сын часто оказывается неспособным и даже питает к ней явное нерасположение. Из одной и той же массы народной, например, земледельческой, при некоторой свободе выдвигаются самые разнообразные таланты: научные, художественные, военные, промышленные и всякие другие. Следовательно, расписать людей по сословиям, каждому сословию назначить определённый круг занятий и воспретить переход от одного сословия к другому значит прямо губить народные таланты. […]

В заключение этой статьи мы считаем нужным ещё раз указать на её основную мысль. Мы не имеем в виду хлопотать о создании какого-либо специального питомника гениев, талантов и вообще выдающихся по способностям людей, аристократии ума, - все такие люди родятся, а не делаются; мы желаем лишь, чтобы были устранены препятствия с пути таких людей, чтобы они не растрачивали бесплодно своих сил в период ученья и в жизни, чтобы они имели полную возможность и развить свои природные силы, и применить их в жизни. Поэтому мы не можем согласиться с теми, которые придают мало значения благоприятной обстановке аристократии ума, поддержке её в период формировки, уповая на то, что рано или поздно, но непременно природные способности пробьют себе дорогу, возьмут верх над посредственностью. Такая вера, такое упование опасны и нередко преступны, губя таланты пренебрежением, лишая их возможности вполне развить и применить свои силы. […]

Талантливому человеку, утверждает Гальтон, «нужно только взяться за перо, и дело будет сделано». Ну, а если талантливый человек не обучен грамоте? Россия, например, безграмотна. Если же талант и научился с грехом пополам грамоте, то этого ещё слишком мало для того, чтобы разрешать и разъяснять борьбу идей и чувств, томящих людей, о которой говорит Гальтон. Он слишком уже большой оптимист в отношении к талантливым людям, что они будто бы непременно должны всплыть наверх при всяких жизненных условиях.

Заботиться о создании талантов, гениев, вообще умственной аристократии нечего, это дело природы; но заботиться об устранении препятствий с пути развития этой аристократии и о возможно широком применении её способностей следует всячески.

Примером в данном случае может служить образцовая страна по части самых разнообразных талантов, их почти неисчерпаемый источник - древняя Греция, в частности, Афины. Маленький округ Аттики имел в самые цветущие свои времена около 90 000 туземцев, 40 000 иностранцев и 400 000 рабов. Таланты, гении и вся аристократия ума выходила лишь из туземцев, а эта группа в столетие 530-430 гг. до P.X. дала следующих 14 знаменитых личностей: Фемистокла, Мильтиада, Аристида, Кимона, Перикла, Фукидида, Сократа, Ксенофонта, Платона, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана, Фидия.

Как это было возможно? О природной талантливости мы не говорим, но на благоприятные условия для развития природной талантливости следует обратить внимание. Они следующие: полная доступность всего каждому талантливому человеку, к какому бы роду и племени он ни принадлежал, при совершенном отсутствии привилегированных сословий, богатые образовательные средства под рукой у каждого гражданина, заключавшиеся в публичной политической, научной и художественной жизни в театрах, школах, разнообразных собраниях, самое широкое применение в жизни всяких талантов, материальная обеспеченность вследствие громадного количества рабов и гигиеничный образ жизни на открытом воздухе».

Каптерев П.Ф., Аристократия ума в школе и жизни / Детская и педагогическая психология, М., «Московский психолого-социальный институт; Воронеж «Модэк», 1999 г., с. 277-279, 291-293 и 295-296.