Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Собрание текстов, отражающих народно-христианские представления славян о мире.
Название книги происходит, вероятно от «глубиной» - в смысле «глубина премудрости».
«Голубиная книга» известна нам в более 20 отличающихся друг от друга рукописных списках.
Много текстов построено в виде диалогов, по схеме: вопрос – ответ.
«Естественная, присущая человеку любознательность обнаруживалась у древних русских в формах глубоко наивных и первобытных, о чём говорят вопросы Голубиной книги о начале и происхождении вещей: отчего зачался у нас белый свет? От чего зачалось солнце красное? От чего зачались ветры буйные? От чего зачались кости крепкие? От чего у нас на земле цари пошли? Которое море морям мати? Которая река рекам мати? Который зверь зверям мати? и т. п.; или: каковы разные религиозные загадки, притчи, мудрёные вопросы, обильно наполнявшие азбуки, прописик, Беседу Трёх Святителей и тому подобные произведения.
Например, вопрос: «Что есть вол корову родио?» Ответ: «Адам родил себе жену Еву».
Вопрос: «Что есть роса аермонская, сходящая на горы Сионские?» Ответ: «Роса есть Дух Святой, аермон - чистота телесная, гора - церковь, а сходящее - вера, любовь, мир».
Вопрос: «Стоит море на пяти столпах, царь речет: потеха моя, а царица речет: погибель моя?» Ответ: «Море есть чаша вина, пять столпов - пять перстов, царь есть тело, а царица - душа».
Вопрос: «Древян ключ, водян замок, заец убеже, а ловец утопе». Ответ: «Ключ - Моисеев жезл, замок - Чёрное море, заец - Моисей пророк, ловец - Фараон утопе в Чёрном море»
И масса других подобных вопросов и загадок.
Очевидно, пытливость была у наших предков, но пытливость совершенно первобытная, младенческая. Она обращалась преимущественно в сторону религии и являлась какой-то своеобразной, неуклюжей и тяжёлой философией.
Старинные замысловатые вопросы и притчи напоминают современные ребусы, шарады и тому подобные задачи. Есть любители разрешать их. К серьезному умственному труду они не способны по недостатку образования и развития, а разрешение шарад и ребусов вызывает приятную игру ума. Толку от разрешения таких задач весьма мало. Подобную же игру ума, но преимущественно в религиозной области представляло и мышление наших предков, пытавшихся решать «голубинные» вопросы или загадки и притчи в духе Беседы Трёх Святителей.
Это была русская схоластика, своеобразное суемудрие и умствование, которое до недавнего времени встречалось ещё по селам и деревням […]
На вопросы Голубиной книги давались такие ответы: «У нас белый вольный свет задался от суда Божия; солнце от лица Божия, самого Христа, Царя Небесного; ветры буйные от Свята Духа; кости крепкия от камени» и т. п. Ответы маловразумительные, но очень благочестивого содержания».
Каптерев П.Ф., История русской педагогики, СПб, «Алетейя», 2004 г., с. 94-95.
Церковь не одобряла Голубиную книгу, так как там имелись и языческие представления.