Различные подходы к прогнозированию
Создание социального движенияСоздание социального движения
Идеи новых социальных движенийИдеи / проекты создания новых социальных движений
X
Различные подходы к прогнозированию
Создание социального движенияСоздание социального движения
Идеи новых социальных движенийИдеи / проекты создания новых социальных движений
X
«Мысль, которую я развиваю в этой книге, очень стара. Это - мысль о восстановлении еврейского государства.
Мир оглашается криком против евреев, и это будит уснувшую мысль. […]
Предлагаемый проект, напротив, является применением существующей в действительности движущей силы. Зубцы и колёса проектируемой машины я только набрасываю в общих чертах самым скромным образом, с указанием на мою неподготовленность и с верой, что для исполнения найдутся лучшие механики, чем я.
Вся суть в движущей силе. Но что это за сила? - Еврейское горе.
Кто посмеет отрицать, что эта сила имеется? В главе о причинах антисемитизма мы займемся этим.
Известна была сила пара, возникавшая в чайнике вследствие нагревания воды и приподнимавшая крышку. Этому явлению в чайнике аналогичны сионистские опыты и многие другие формы объединения для «борьбы с антисемитизмом». И вот я утверждаю, что при надлежащем применении сила эта в состоянии двигать большую машину и перемещать людей и грузы. Вид машины совершенно безразличен.
Я глубоко убеждён в своей правоте, я только не знаю, признают ли её за мной ещё при моей жизни. Первым людям, начинающим это движение, навряд ли суждено будет присутствовать при его славном заключительном акте. Но уже одно начало наполняет их существование высокой гордостью и счастьем внутренней свободы.
Чтобы защитить свой проект от нареканий в утопичности, я буду скуп на живописные подробности изображения. И без того, я думаю, бессмысленная насмешка постарается карикатурами на мой проект обессилить все дело. Один, в общем, умный еврей, с которым я говорил по этому поводу, заметил мне: «Изображение будущих подробностей в реальном виде - признак утопии». Это неверно.
Каждый министр финансов при составлении государственной росписи считается с будущими цифрами, и не только с такими, которые он выводит из средних за прошлые годы и из других, встречавшихся ранее либо в других государствах, сумм, но и с цифрами, не имеющими прецедента, например, при введении нового налога.
Этого не знает только тот, кто никогда в глаза не видел бюджета. Значит ли это, что финансовый закон - утопия, даже если мы точно знаем, что смета никогда не может быть выполнена в точности?
Но я предъявляю к своим читателям ещё более строгие требования. От интеллигенции, к которой я обращаюсь, я требую пересмотра многих старых представлений. И, именно, лучшим евреям, много потрудившимся над разрешением еврейского вопроса, я предлагаю признать свои прежние попытки ошибочными и недействительными.
При изложении своей идеи мне приходится бороться с одной опасностью. Если я обо всем, касающемся будущего, стану говорить очень сдержанно, то, пожалуй, придумают, что я сам не верю в возможность его наступления. Если же я, напротив, возвещу осуществление без оговорок, то всё это может показаться праздной мечтой.
Поэтому я заявляю ясно и твёрдо: я верю в возможность осуществления, хотя и не беру на себя смелости утверждать, что я нашел окончательную форму для этой мысли. Еврейское государство - потребность всего мира. Следовательно, оно возникнет.
В руках одного человека - это было бы сумасбродной затеей, но, если многие евреи одновременно возьмутся за это предприятие, оно будет вполне разумно и может быть выполнено без особенных трудностей. Судьба этой идеи зависит только от числа её последователей. Может быть, о её распространении позаботится наше ищущее молодое поколение, которому уже и теперь закрыты все пути и которому в еврейском государстве открываются светлые перспективы чести, свободы и счастья.
Я лично, с опубликованием настоящей книги, считаю свою задачу исполненной. Я только в том случае ещё возьму слово, если вынужден буду к этому нападениями со стороны серьёзных противников или если придется опровергать непредвиденные возражения и исправлять ошибки.
Неужели то, что я утверждаю, сейчас ещё не верно? Не опередил ли я свое время? Разве страдания евреев ещё недостаточно тяжелы? Увидим.
Итак, от самих евреев зависит, не является ли это политическое произведение покамест только политическим романом. Если нынешнее поколение ещё слишком равнодушно, то на смену ему придёт другое, лучшее и более возвышенное. Те евреи, которые захотят, будут иметь своё государство, и они будут заслуживать его».
Теодор Герцель, Еврейское государство: опыт современного решения еврейского вопроса, М., «Текст», 2008 г., с. 21-25.