Различные способы преобразования информации и знаний
Системные уровни / рангиРазличные системные уровни (ранги, страты и т.п.), кроме Качественных уровней творчества
Язык и семиотикаОткрытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
X
Различные способы преобразования информации и знаний
Системные уровни / рангиРазличные системные уровни (ранги, страты и т.п.), кроме Качественных уровней творчества
Язык и семиотикаОткрытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
X
В 1982 году была опубликована статья: Cronen V., & Pearce W.B., The coordinated management of meaning: A theory of communication. In F. E. Dance (Ed.), Human communication theory (pp. 61–89). New York, Harper & Row, где авторы рассказали об иерархии значений.
Авторы «… называют отношения в процессе коммуникации «гнездовой иерархией» - они изображены в виде «матрёшки».
Автору теории предполагают, что значения неравнозначны по уровню и приоритетности.
Так, авторы выделяют 6 уровней значения, присутствующих коммуникации. Более высокие уровни значения определяют интерпретации, которые являются более низкими или глубокими в пределах системы.
Авторы не настаивают на существовании именно шести уровней, и они не уверены, что их названия охватывают всё, что происходит. Но они придерживаются концепции, что значения более высокого уровня обеспечивают контекст, в пределах которого происходит интерпретация значений более низких уровней.
1 уровень - содержание высказывания. Люди, которые знают родной язык, поймут значение каждого слова в высказываниях, но они не будут знать, что делать с этим предложением без контекста. Не имеет смысла спрашивать об истинном значении слов. Всё, что мы видим и слышим, не является ни истинным, ни ложным; это только сырые сенсорные данные. Они существуют независимо от того, что мы о них думаем.
2 уровень - значение акта речи Дж. Остин привлёк внимание к тому, что произнесение высказывания может представлять собой не только сообщение информации, но и многие другие действия. Так, можно различать собственно произнесение высказывания. Можно вычленить коммуникативное намерение говорящего (например, выражение утверждения, обещания, просьбы, благодарности, приказа, вопроса). Высказывание имеет не только коммуникативный аспект, но и эффект действия. Эффект действия означает то, как высказывание воздействует на слушателя (например, высказывание может иметь целью привести собеседника в замешательство, оскорбить, напугать его). Понять высказывание - значит понять тот коммуникативный эффект, которого хочет достигнуть говорящий. То, как слушающий отреагирует на речевой акт составляет эффект действия высказывания.
Как пунктуация задаёт контекст для печатного слова, так и отношения, вложенные в акт речи, диктуют, каким образом содержание должно быть воспринято.
3 уровень - значение эпизода. Эпизод - установившаяся практика коммуникации, которая имеет определённые границы и правила.
Название, для эпизода, создаётся как ответ на вопрос: «что думает и что делает действующее лицо?». Теория координированного управления значением расценивает эпизодический уровень как наиболее важный ключ к отпирающему значению взаимодействия.
4 уровень - значение как договорённость участников. Договорённости, которые устанавливают относительные границы между игроками и регламентируют правила взаимодействия с ними. Так, согласно своей роли, коммуникант обязан совершать определённые действия в соответствии с ситуацией.
5 уровень - значение, определяющееся сценарием жизни. Описывает сценарии жизни как «группы эпизодов, определенные человеком, в которых он участвует или мог бы участвовать».
6 уровень - значение, заданное культурной моделью. Значение конкретной фразы в процессе организационной коммуникации задается в соответствии со сложившейся в организации культурой, а также ценностями. Коммуникация «оживляет» ценности, которые как будто вступают в диалог широких человеческих интересов, как например, страх смерти и желание быть свободным, стремление быть актуальным для других сотрудников и необходимость иметь профессиональное решение и т.д.».
Цитируется по: Организационная психология / Под ред. Г.В. Суходольского, Харьков, Изд-во Гуманитарный Центр, 2004 г., с. 94-95.