Правила / принципы цивилизованных реформ по В.Н. Лексину и др.

«Реформы могут быть любыми, но если есть возможность выбора, то желателен путь цивилизованных реформ, в ходе которых всегда учитывается цена реального настоящего, предлагаемая за неясное будущее.

Известны и нецивилизованные реформы.

Таковы, например, реформы Петра I, за которые Россия заплатила сотнями тысяч жизней. Таковы реформы тотальной социализации в послереволюционной России, где счёт шёл уже на миллионы.

Анализируя историю и возможные варианты цивилизованного реформаторства в России, можно сформулировать семь главных постулатов, на которых оно основывается. Это - постулаты цели, средств, стабильности, цены, альтернатив, ответственности и правовых гарантий?.

Постулат цели: каждая цивилизованная реформа имеет целью процветание общества и рост народного благосостояния.

В этой связи заявить, например, что цель реформы - построение рыночного хозяйства или социалистического общества - значит не сказать главного - как будут жить люди в условиях рыночной экономики или в социалистическом государстве. Сказать «хорошо» или «как в Америке» - значит сознательно умолчать о том, что «хорошо» это не оценка, а в США жизненных проблем не меньше, чем в бывшем СССР, только они - другие. Честный ответ предполагает объявление обществу хотя бы минимального числа жизненно важных позиций, и, прежде всего, когда и у кого будет тот или иной жизненный уровень.

Итак - реформенные действия (например, становление рыночных отношений) не цель, а только средство, которое всегда вторично по отношению к цели, и эту цель мы уже назвали: народное благосостояние.

Постулат средств: достижение самой благой цели не обходится без использования болезненных средств, но цивилизованная реформа их объявляет и, более того, защищает. Все эти средства назвать вряд ли возможно, но те из них, без которых реформы не состоятся (и особенно социально непривлекательные), необходимо сознательно закрепить на уровне закона и тем самым вывести из зоны политических провокаций в зону конструктивных действий.

Постулат стабильности: ни одна реформа не должна стимулировать кризис, ни одна реформа не должна вести общество от плохого к хорошему через ужасное. Подобное могут позволить себе только политические экстремисты - от абсолютных тиранов до вождей революций.

Постулат цены: каждый реформатор должен объявить цену, которую общество заплатит за перемены. Цена реформы - количественное выражение тех предельно допустимых нагрузок на общество и среду его жизнеобитания, которое необходимо открыто объявить и нельзя переступать. Это - альтернатива лозунгу: «реформа - главное, всё остальное - вторично». Это - общественные гарантии того, что проводимые реформы достигнут своей цели без превышения цены реформы над её результатами. Если политика реформ приводит к тому, что объявленный предел (уровень жизни, уровень безработицы, спад производства и т. п.) превзойдён, то реформаторам нужно либо включать альтернативный вариант реформы, либо подавать в отставку.

Постулат альтернатив: чтобы реформа стала необратимой, каждый шаг её должен предусматривать альтернативные решения, включать резервные механизмы изменения тактики, временного отступления и перегруппировки сил. Реформа должна быть гибкой. Если говорят «альтернативы предлагаемому реформенному шагу нет», то это не реформа, а очередной казарменный марш к новым, «ещё более дальнейшим успехам». Альтернативы не должно быть только тому, что записано в Законе о реформе и в развивающих его нормативных актах (законах, указах) о конкретных реформенных действиях.

Постулат ответственности: те, кому народом доверяется проведение реформ (народные избранники всех уровней - от депутатов до президентов), и те, кого нанимают для проведения реформ (администрации и правительства), должны лично отвечать за соответствие объявленных целей и цены реформаторства реальным параметрам жизни общества. Минимальная ответственность - добровольная отставка.

Постулат правовых гарантий: если реформа не приносится на штыках, то каждый её шаг должен быть узаконен и правообеспечен. Законодательная и исполнительная власти должны понимать, что лучше не принять новый закон, чем перечеркнуть только что принятый. Если всё же было принято абсурдное решение (закон, указ и т. д.), то отменяющий его правовой акт должен обязательно предусматривать всесторонние компенсации тем правопослушным юридическим и физическим лицам, которые этому абсурду поверили и начали действовать по его правилам. И уж, конечно, ни одно принимаемое решение не должно иметь обратной силы.

Осталось сказать главное: цивилизованная реформа цивилизованна настолько, насколько одновременно реализуются указанные постулаты.

В этой связи, например, достижение самой благой цели через длительный период нестабильности, приводящей государство к развалу, а народ к вымиранию, есть акт реформенной дикости и политического безрассудства. Настольное руководство по проведению таких реформ дано А. Платоновым в «Котловане» и «Чевенгуре».

Вот почему нужно заранее принять не только содержание, но и технологию проведения реформ. Вот почему концепцию и технологию прогнозного социального проектирования необходимо встроить в реформаторский процесс как необходимый фундамент будущей стабильности общества».

Лексин В.Н., Швецов А.Н., Бернштам М.С., Постулаты цивилизованных реформ и социальные гарантии в свете основных принципов прогнозного социального проектирования, в Сб.: Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы, М., «Наука», 1994 г., с. 182-184.