Использование противоречия, как модели
Разрешения противоречийРазрешения выявленных противоречий
Мистика и творчествоМистика и творчество
X
Использование противоречия, как модели
Разрешения противоречийРазрешения выявленных противоречий
Мистика и творчествоМистика и творчество
X
«Но здесь мы подходим к центральному пункту в анализе Ясперсом диалектики разума - к проблеме противоречия и его разрешения, преодоления.
Анализируя закон противоречия формальной логики, философ видит в нём форму вневременного, неприменимую к развивающемуся знанию.
Соответствующее ему рассудочное понятие, будучи необходимым средством мышления, не может быть его целью: оно останавливает процесс познания, лишает его открытости, поступательности, перспективы. Наоборот, противоречие представляет собой стимул и движущую силу познания, так что «прекращение противоречия было бы, правда, покоем, но также и смертью». Более того, противоречие есть специфический способ познания, раскрывающий свой «объект» не как неподвижный и завершенный факт, а как «процесс осуществления». Мышление в противоречиях и с помощью противоречия состоит в том, что «в мире духовных содержаний противоречие преодолевается таким образом, что в этом разрешении творчески выступает новая целостность... В таких движениях мысли противоречие снимается не благодаря тому, что одна сторона альтернативно отрицается в пользу другой, но в истине, которая делает противоречие, как первый план и первую ступень, прозрачным». Преодоление противоречия - всегда скачок, «пролом» (Durchbruch). (Кarl Jaspers, Existcnzphilosophie, Berlin, 1964, s. 301).
В этом абстрактном изложении противоречивости человеческого познания, его диалектики, вновь и вновь выражается неуничтожимость диалектического понимания философского мышления, необходимость диалектики для понимания человеческого мышления и деятельности. Однако диалектика по-прежнему противопоставляется рациональному мышлению. Вслед за Гегелем Ясперс говорит о диалектике как синониме «мистики». Это «путь мистики в мышлении», - говорит он.
Однако если Гегель поднимает мистику до уровня спекулятивного мышления, осознавая её диалектическое содержание, то Ясперс вновь низводит диалектику на уровень мистического. Она превращается в «прорыв» к трансценденции (т. е. к Богу), осуществляемый экзистенциальным мышлением.
«Прорыву» или даже «пролому» к трансцендентальному отвечает в рациональной, научной, диалектике понятие качественного скачка в познании. Это выработка нового понятия (новой системы знания), в котором разрешено и «снято» противоречие исходной теории; применительно к объективному процессу или процессу практической деятельности - это образование новой объективной целостности, результирующей из разрешения объективного противоречия природной или социальной реальности. Это тот случай, когда возникает новое целое как результат развития, резюмирующего предшествующие ступени познания или реального процесса.
Для Ясперса же он остаётся непостижимым и таинственным скачком из области «повседневного» в сферу «трансценденции». Таким образом сфера диалектики предельно сужается, она не только ограничивается сферой философского мышления, но и здесь ограничивается лишь областью религиозного мышления.
Ясперс прав, когда он в абстрактной форме говорит о том, что разум есть высшая ступень человеческого познания, постигающего на этом уровне противоречия действительности, или, как он выражается, наличного (обыденного) бытия человека, его сознания и духа; он прав, говоря, что «разум привносит сюда бесконечную диалектику, которая не успокаивается ни на альтернативах, ни на «как, так и», ни на «или - или», не состоит ни в примирении, ни в прекращении, но привлекает всё это и, беспокойная в своем покое, движет дальше». Он прав и тогда, когда, отвечая на вопрос о том, что же прорывается, говорит: «Прорывается всеобщее, всеобщее как распространённое, посредственное, как конвенционально значимое и обусловливающее жизнь в рамках государства; как общезначимое сознания вообще; как общий закон нравственности. Прорывается единство, которое построило себя во в себе замкнутой форме, единство государства, общественного учреждения, профессии и брака, всякое историческое единство порядка».
Абстрактно Ясперс прав. Однако диалектика конкретна, конкретна истина. Когда прорывается «общезначимое сознания вообще», т. е. система знания? Когда прорывается «конвенционально значимое», жесткие формы нравственности и государства, профессий и брака? Тогда, когда они исчерпали возможности своего развёртывания, когда назрели разрушающие их противоречия, назрела революция. Но ведь Ясперса интересует не это. Прорыв куда и к чему - вот вопрос вопросов.
Для диалектика-материалиста ответ ясен: на новый уровень развития познания, нравственности, общественного бытия вообще. Для Ясперса - из мира к Богу и от сознания к экзистенции».
Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального / Под ред. Ю.Н. Давыдова, Изд-во МГУ, 1988 г., с. 279-281.