Система менеджмента качества - International Organization for Standardization (ISO)

International Organization for Standardization - международная организация по стандартизации.

Организация учреждена в 1946 году, а первый стандарт опубликован в 1951 году.

Сейчас разработано около 20 000 стандартов на бизнес-процессы в различных областях деятельности.


«В 1946 году была создана Международная организация по стандартизации - та самая ISO, чьим стандартам в области систем управления российские организации сейчас пытаются соответствовать. В 1987 году ISO предприняла попытку применить британский стандарт в области организации оборонной промышленности в мировом масштабе. Так возник стандарт серии 9000 «Системы менеджмента качества». […]

Наверное, самое трудное в международных стандартах для нашего, российского восприятия - это скрытая в западной культуре упорядоченность, склонность к анализу, расчленению деятельности на кусочки. Одни идентифицируют, другие планируют, третьи выполняют, четвёртые верифицируют, пятые квалифицируют, шестые валидируют, а седьмые их всех аудируют.

Применение чуждых управленческих норм на практике вырождается либо в формальность, либо в любимую для инженерного русского ума задачку - обвести ревизора вокруг пальца. Только сейчас, спустя двадцать лет после «успешного внедрения» стандартов серии ISO 9000, стали задумываться об адаптации международных управленческих норм к национальным условиям.

Есть и другой аспект использования международных требований, который западные стандартизаторы предпочитают не афишировать. Считается, что стандарты, как и вообще технология, нейтральны, однако это не так. Пример, стандартизации качества российского топлива по западным нормам показывает, что стандартизация может быть очень успешным орудием в международной конкуренции. Казалось бы, можно только радоваться, что «чёрных хвостов» на дорогах станет меньше.

Однако если вдуматься, ввод указанного техрегламента приводит к тому, что большинство наших машин нужно сдать на свалку. «Их», западная промышленность эволюционировала в течение многих лет, поэтому постепенный ввод стандартов от Евро-0 до Евро-5 не представлял большой проблемы для европейских автомобилестроителей. […]


Международные стандарты систем менеджмента - качества ли, экологии или техники безопасности – это стандарты рамочные. И это их главное отличие от ГОСТов. Казалось бы, как хорошо - никто тебе жёстко ничего не предписывает, что хочу, то и стандартизирую... Отнюдь! […]

Но чем, всё-таки наши стандарты принципиально отличаются от западных? Вроде бы все начиналось одинаково - с проблем организации производства, ориентированного на войну. Но наши стандарты отвечали советской командно-административной системе с её глобальным контролем и регламентацией.

Поэтому-то советские ГОСТы создавались как предписывающие, они нормируют всё, как говорится, «до последнего вздоха». При этом объектом контроля при стандартизации обычно становился не процесс изготовления продукции, а его материальный результат, то есть собственно продукция.

Как правило, советский «Знак качества» относился не к тому, как продукт создавался, а к тому, что он собой представлял».

Розин В.М., Голубкова Л.Г., Управление в мировом и российских трендах, «Либроком», 2013 г., с. 18-20.

 

Россия вошла в состав International Organization for Standardization  в 2005 году.

 

Бизнес-процесс.RU: 5 + 2 = 0.