Научные парадигмы
Системный анализРазличные подходы к анализу систем
Системные уровни / рангиРазличные системные уровни (ранги, страты и т.п.), кроме Качественных уровней творчества
Методология наукиОсновные работы в области методологии науки
X
Научные парадигмы
Системный анализРазличные подходы к анализу систем
Системные уровни / рангиРазличные системные уровни (ранги, страты и т.п.), кроме Качественных уровней творчества
Методология наукиОсновные работы в области методологии науки
X
«Представление об основной структурной единице науки, которая определяет специфику науки как особого вида познания и деятельности, а также конкретные формы и методы философского анализа науки.
Споры вокруг этой проблемы образуют сердцевину дискуссий в области метафилософии науки. В ходе длительного исторического развития философии науки было предложено немало «кандидатов» на роль такой базисной единицы:
1) всеобщие и необходимые истины (Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.);
2) эмпирические факты (данные систематических наблюдений и эксперимента) (Дж. Локк, Д. Юм и др.);
3) научные законы, в частности, причины явлений (Фр. Бэкон, Дж.Ст. Милль, И. Ньютон и др.);
4) количественное описание эмпирического опыта и репрезентирующая его математическая теория (Г. Галилей, И. Кеплер, Дж.К. Максвелл и др.);
5) научная теория (А. Пуанкаре, Н. Бор, Л. Ландау и др.);
6) абсолютная идея (Г. Гегель и др.);
7) научная тема (Дж. Холтон и др.); 8) научно-исследовательская программа (И. Лакатос и др.);
9) феномены (Э. Гуссерль и др.);
10) парадигма (Т. Кун и др.);
11) научный метод (Р. Декарт, Г. Лейбниц, К. Маркс, логические позитивисты, феноменологи и др.);
12) научная проблема (К. Поппер и др.);
13) субъект научного познания (М. Полани и др.);
14) научное сообщество (Р. Мертон, Д.Дж. Прайс и др.);
15) научные коммуникации (М. Малкей, Д. Гильберт и др.);
16) технические и технологические идеи и проекты (Леонардо да Винчи, М. Фарадей, Дж. Бернал, П.Л. Капица и др.).
Однако все концепции философии науки, построенные на основе указанных выше базисных единиц, оказались не универсальными в плане успешного объяснения различных аспектов функционирования и развития науки».
Лебедев С.А.. Философия науки: краткая энциклопедия, М., «Академический проект», 2008 г., с. 13.