Гений и труд – о Никколо Паганини по Д.Ф. Ойстраху

«Когда он появлялся на эстраде, костлявый, изогнутый, вдохновенный, с измождённым лицом, преображенным огненным блеском глаз, когда слушатели видели его огромные руки, движущиеся с быстротой молнии по инструменту, который словно повисал в воздухе, - во всём его облике чудилось нечто дьявольское. Сверхъестественной казалась игра Паганини, его невиданное искусство извлекать из скрипки звуки, взятые у самой природы. В музыке его, по словам современников, «то слышалось пение птиц, то где-то играла свирель, то нёсся бурный поток в двойных нотах, подавляя собой оркестр».

С его именем связаны сотни легенд. Ему приписывали связь с неведомыми силами, обладание каким-то таинственным, чудесным «секретом». Утверждали, что этот великий виртуоз никогда не упражняется, а играет только благодаря врученной ему тайне. Газеты сообщали, что искусству играть на одной струне Паганини обязан длительному тюремному заключению, к которому будто бы он был приговорен за убийство возлюбленной. В тюрьме, утверждали репортёры, на его скрипке порвались три струны, и он вынужден был удовлетворяться одной.

Но он никого не убивал. Он не знал никаких заклинаний. Его «секрет» заключался в мощной силе огромного дарования и в изнурительном, напряжённом труде, которым был насыщен каждый день его сурового детства и нелегкой юности.

Расчётливый отец Паганини рано понял, что талант мальчика может стать источником крупных доходов. Хрупкий, болезненный ребёнок был прикован к скрипке, как каторжник к тачке. Как бы ни был слаб Никколо, он должен был играть.

И всё-таки он не возненавидел свою «тачку». Как ни чудовищна была система обучения, гений Паганини преодолел её. Дьявольский труд подорвал здоровье, но не убил страстной любви к музыке. И не этой ли тяжёлой муштре обязан Паганини нечеловеческой своей техникой, приводившей в изумление современников?

Первым наставником маленького Никколо был Коста - лучший скрипач Генуи. Позднее юноша обучался музыке и контрапункту у Паэра и Жиретти. Однако уже через несколько лет Паганини ощутил себя созревшим для самостоятельного пути. Великий реформатор скрипичной игры, открывший перед скрипачами неведомые дотоле возможности, он больше не нуждался в учителях.

Скрипка, которая в руках его предшественников только пела, оказалась у него вместилищем неслыханных звуковых богатств. Поток двойных нот, децим, флажолетов, широкое использование приёмов пиццикато левой рукой потрясали слушателей. Они буквально не верили своим ушам.
«Я слышу, но не верю», - говорил один из современников Паганини.

Но в хор восторженных похвал врывались и враждебные голоса. Находились скептики, утверждавшие, что прелесть игры Паганини заключается в применении «дешёвых внешних эффектов». Этой «эффектности» противопоставляли скромность и глубину игры мастеров старой школы: Корелли, Вивальди, Тартини. Техника Паганини ослепляла, за ней не видели внутренних достоинств его музыки: эмоциональности, глубины, мощи его огненного темперамента.

Виртуоз-исполнитель и композитор, Паганини предпочитал играть вещи своего сочинения. Только его композиции открывали простор для применения свойственных ему приёмов. Замечательные его этюды произвели неизгладимое впечатление на Листа и Шумана, переложивших их для рояля. Влияние творчества Паганини па других музыкантов было огромно. Услышав его игру, Лист поставил задачей своей жизни достичь такой же технической высоты на фортепиано.

И до сей поры произведения Паганини являются неиссякаемым источником транскрипций и переложений. Известны переложения Шимановского, Рахманинова, Крейслера.

Клевета и слава шли по пятам Паганини. Зал венского театра, где он концертировал в 1828 году, ломился от публики, несмотря на дороговизну билетов. Бешеный успех ожидал великого скрипача в Париже и Лондоне, в Праге и Варшаве. Паганини думал и о поездке в Россию, но этому помешало расстроенное здоровье.

Необычайный талант Паганини возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путем помешать его славе. Клеветнические слухи поддерживались католическим духовенством, которое вело борьбу с Паганини и всячески преследовало его за передовой, атеистический образ мышления.

Газеты придумывали небылицы. О Паганини говорили с ужасом. Однако, как бы враждебно ни была настроена публика, этот чародей покорял её. «Его слушатели охвачены каким-то сумасшествием... - писал Людвиг Верпе, - собственная жизнь прекращается, как только начинаются эти звуки». «Парижское обозрение» называло Паганини «творцом и изобретателем, открывателем новых миров». Наиболее точно, быть может, определил характер его дарования один из современных ему критиков, сказав: «Полёт вдохновенной фантазии сочетается у Паганини с тончайшим знанием музыкального расчёта и обладанием всеми техническими секретами инструмента».

Этот обладатель «тайны», будто бы избавлявшей его от упорного труда, буквально сгорел, подорванный чудовищными затратами нервной энергии. Недавно музыкальная общественность отмечала 100 лет со дня смерти Паганини. Он умер от горловой чахотки в Ницце 27 мая 1840 года. Перед смертью Паганини отверг выполнение религиозных обрядов, и церковь отказала непокорному в погребении. Только после долгих хлопот сыну Паганини - Ахиллу - разрешили похоронить тело отца.

Паганини являл собой удивительный комплекс, чудесное сочетание таланта, темперамента и поразительного умения использовать свои психо-физиологические качества. Его искусство - плод труда и гения, интуиции и точного расчёта. Знание своего мышечного аппарата и уменье приспособляться к нему, свойственные Паганини, могут служить примером для каждого скрипача-виртуоза.

Время показало великие достоинства музыки Паганини, не заслоняемой теперь обаянием его игры. Скажу по собственному опыту, что вкус к его произведениям растёт вместе с ростом зрелости и мастерства. Его этюды настолько гармонически свежи, что кажутся только что написанными. Глубокие по мысли и чувству, разнообразные в музыкальном отношении, они открывают неисчислимые возможности для применения качеств скрипача. Думается, что если бы Паганини не создал ничего, кроме этих этюдов, он вошел бы в историю музыки только благодаря им.

Произведения великого итальянца способствовали росту таких прекрасных исполнителей его музыки, как Лиза Гилельс, Дмитрий Цыганов н др. Паганини обогатил этих молодых виртуозов технически и эмоционально.

Музыка Паганини отличается поразительной силой воздействия, она «доходит» до любой аудитории. Вот почему, строя программу концерта, исполнители стремятся поместить произведения Паганини в самом конце, когда хочется довести публику до высшей степени подъёма. Музыка Паганини, полная страсти, находит горячий отклик в сердцах советских слушателей».

Ойстрах Д.Ф., Гений и труд, в Сб.: Давид Фёдорович Ойстрах. Воспоминания. Статьи, Интервью, Письма / Сост.: В. Григорьев, М., «Музыка», 1978 г., с. 149-152.