ТВ-передача: Улица Сезам / Sesame Street

Улица Сезам / Sesame Street - детская телевизионная образовательная передача.

Главная идея ТВ-проекта Улица Сезам - предоставить детям из неблагополучных семей возможность получить начальное образование. Слово Сезам в названии взято из арабской сказки, где Али-Баба открывает пещеру словами: Сезам, откройся!.

В конце 1960-х годов телепродюсер Джоан Куни вознамерилась начать эпидемию. Её целью были трёх-, четырёх- и пятилетние дети.

Возбудителем инфекции было телевидение, а вирусом, который она хотела распространить, - грамотность. Предполагалось, что передача будет идти по целому часу пять дней в неделю. Надежда была на то, что если этот час окажется достаточно заразительным, то он сможет стать переломным моментом для начала эпидемии всеобщей грамотности. Передача должна была помочь детям из небогатых семей до того, как они отправятся в начальную школу. […]

Специалисты в области образования определяют телевидение как средство малой вовлечённости. Телевидение - это как волна обычной простуды, которая распространяется среди населения как молния, но вызывает лишь насморк и уходит уже через день.

Однако Куни, Лессер и их третий партнер Ллойд Моррисет из созданного в Нью-Йорке Фонда Маркля, решили всё же попробовать. Они пригласили нескольких самых известных творческих людей того времени. Они позаимствовали методику телевизионных реклам, чтобы учить детей арифметике, и использовали яркие образы мультфильмов, чтобы обучать алфавиту. Они приглашали знаменитостей, которые танцевали и пели, комиков для смешных сценок, которые рассказывали детям о пользе совместной работы или об их собственном восприятии. […]

Создатели Улицы Сезам достигли невероятного, и история того, как они это сделали, - великолепная иллюстрация второй составляющей переломного момента - фактора прилипчивости.

Они обнаружили, что посредством небольшого, но существенно важного изменения в подаче материала можно преодолеть слабость телевидения как образовательного инструмента и сделать информацию запоминающейся.


Проект Улица Сезам стал успешным, потому что его создатели поняли, как сделать телевидение прилипчивым.
Фактически уникальность программы - это итог как раз противоположного процесса: конечный продукт разрабатывался целенаправленно и с большими усилиями.

Улица Сезам строилась вокруг одной большой идеи: если ты можешь удерживать внимание детей - ты можешь их обучать.

Казалось бы, это звучит как нечто очевидное. Но многие критики телевидения до сих пор утверждают, что опасность телевидения состоит в привыкании к нему и что дети и даже взрослые смотрят его как зомби. Согласно этой точке зрения именно внешние свойства телевидения удерживают наше внимание (насилие, яркие цвета, громкие и необычные звуки, быстро сменяющиеся кадры, ближние и дальние планы, чрезмерная активность и всё остальное, с чем мы ассоциируем коммерческое ТВ). Иными словами, нам не надо осознавать то, что происходит на экране, или воспринимать то, что мы видим, чтобы смотреть дальше. Это то, что имеют в виду многие, когда говорят, что телевидение пассивно. Мы смотрим, когда нас стимулирует весь этот свист и грохот. И мы отворачиваемся или переключаем канал, если нам скучно.

Однако первые исследователи телевидения 1960-1970-х годов, в частности Дэниел Андерсон из университета штата Массачусетс, начали осознавать, что дети дошкольного возраста смотрят телевидение совершенно иначе. Все думали, что дети будут сидеть, смотреть на экран и отключаться от внешнего мира, - рассказывает Элизабет Лорч, психолог из колледжа Амхерст. - Но когда мы стали тщательно наблюдать за поведением детей, то обнаружили, что быстрые взгляды - это более распространённый вариант просмотра. Всё было не так однозначно. Дети не просто сидели и смотрели, они распределяли своё внимание между разными видами деятельности, и это не было случайностью. […]

Дети, как поняли исследователи, гораздо сложнее, чем можно было себе представить, в том, что касается просмотра и запоминания. Мы пришли к выводу, - писали исследователи, - что пятилетние дети из группы с игрушками смотрели телевидение, используя некую стратегию - распределяя внимание между игрушками и смотря телевизор так, чтобы видеть наиболее информативные эпизоды программы. Эта стратегия оказалась настолько эффективной, что дети не могли бы воспринять больше, если бы смотрели программу даже с целенаправленным вниманием.

Если свести оба этих исследования воедино (эксперимент с игрушками и с редактированием программы), то можно сделать достаточно радикальный вывод о детях и телевидении. Дети не смотрят ТВ, если их специально стимулируют, и отворачиваются от экранов, если им скучно. Они смотрят, если им всё понятно, а если нет - отворачиваются. Если вы занимаетесь образовательными телепрограммами, то должны принимать это во внимание. То есть если вы хотите понять, получают ли дети знания (и какие) из телепрограммы, то вам следует понять, на что дети обращают внимание. А если вам необходимо понять, какие знания дети не получают, то вам нужно выяснить, на что они внимания не обращают. […]

Глава исследовательской группы Улицы Сезам Эд Палмер в молодые годы работал психологом в Орегонском университете, и его специальностью было использование телевидения как средства обучения. Когда в конце 1960-х годов была создана исследовательская группа по вопросам детского телевидения, Палмер, естественно, вошел туда. Я был единственным учёным, занимавшимся детским ТВ, которого они смогли найти, - говорит он, посмеиваясь.

Палмеру было дано задание установить, на самом ли деле до зрителей доходит замысловатая образовательная концепция, которую разработали для Улицы Сезам научные консультанты. Это была сложная задача. Многие участники съёмочной группы Улицы Сезам считают, что без Эда Палмера телешоу не протянуло бы и одного сезона.


Находкой Палмера стало то, что он назвал методикой отвлекающих раздражителей. Он воспроизводил эпизод из Улицы Сезам на телеэкране, а на соседнем экране показывал слайд-шоу, демонстрируя слайд каждые семь с половиной секунд.

У нас был самый невообразимый набор слайдов, - рассказывает Палмер. - Например, человек, бегущий по улице с вытянутыми вперёд руками; изображение высотного здания; листок, плывущий по водной ряби; радуга; изображение с микроскопа; рисунок Эшера. Мы стремились к неординарности. Дошкольников по двое заводили в комнату и предлагали посмотреть телепередачу. Палмер с ассистентами сидели поодаль с карандашами и бумагой, спокойно фиксируя, когда дети смотрели Улицу Сезам, а когда теряли к ней интерес и переключались на слайд-шоу. Каждый раз, когда менялся слайд, Палмер и его помощники делали новую пометку, так что к концу передачи у них был почти посекундный отчёт о том, какие отрывки из просмотренной серии удерживали внимание зрителей, а какие - нет.

Мы взяли большие листы миллиметровки, 60 на 90 сантиметров, и склеили их по несколько штук вместе, - говорит Палмер. - Слайды менялись каждые семь с половиной секунд, так что на одну программу получалось почти четыреста слайдов. Мы соединили точки смены слайдов красной линией так, что это стало похоже на отчет с фондовой биржи. Линия могла резко падать или постепенно опускаться, и мы спрашивали себя: Что там такое происходит? В другой момент она могла подняться до самого верхнего края графика, и мы говорили: Этот фрагмент точно захватывает внимание детей. Мы свели в таблицы процентные показатели действия этих отвлекающих раздражителей. Иногда результат составлял 100%. Средний показатель внимания для большей части продолжительности передачи составлял 85-90%. Если продюсеры добивались такого результата, они были очень довольны. Если это было около 50%, они снова садились за рабочий стол.

Палмер исследовал и другие передачи для детей, такие как Капитан Кенгуру и мультфильм Том и Джерри. Он сравнил захватывающие внимание фрагменты из них с соответствующими эпизодами из Улицы Сезам. Всё, что Палмер узнавал, он сообщал продюсерам шоу и сценаристам, чтобы те могли скорректировать материал. Один из традиционных мифов о телевидении - что дети любят смотреть на животных. Продюсеры вставляли в программу кошку, или муравьеда, или выдру, заставляли их прыгать в разные стороны, - рассказывает Палмер. - Они думали, это будет интересно. Но методика отвлекающих раздражителей показывала, что каждый раз это было совсем не то, что нужно.

Много усилий было потрачено на создание такого персонажа Улицы Сезам, как Человек из алфавита, который специализировался на каламбурах. Палмер доказал, что дети его терпеть не могут. Его убрали.

Применение методики отвлекающих раздражителей показало, что ни один из фрагментов передачи Улицы Сезам не должен превышать четырёх минут, а оптимальный вариант - три минуты.

Палмер заставил продюсеров упростить диалоги и отказаться от некоторых приемов, взятых из взрослого телевидения. К нашему удивлению, мы установили, что дошкольной аудитории не нравилось, когда взрослые участники шоу вступали в долгие обсуждения, - вспоминает он. - Им не нравилось, когда два или три человека говорили одновременно. Продюсер инстинктивно пытался использовать суматоху, чтобы поднять настроение зрителя. Вам кажется, что происходящее на экране полно энергии. Однако дети отворачивались от экрана. Вместо того чтобы воспринять сигнал о том, что происходит нечто захватывающее, они воспринимали сигнал о том, что происходит неразбериха. И теряли интерес.

После третьего или четвёртого сезона я уже мог сказать, - продолжает Палмер, - что показатель внимания у нас редко опускался ниже 85%. Мы почти не фиксировали уровень в 50 или 60%, а если так случалось, то вносили поправки. Вы помните теорию Дарвина о том, что выживают сильнейшие? У нас был механизм определения сильнейших, и мы решали, что достойно дальнейшей жизни.

Малкольм Гладуэлл, Переломный момент: как незначительные изменения приводят к глобальным переменам, М., Альпина Паблишерз, 2010 г., с. 86-88, 96-100.