Научные парадигмы
Научные гипотезыНаучные гипотезы и метафоры, широко применявшиеся за рамками своих наук…
Выдвижение научных гипотезВыдвижение новых научных гипотез
X
Научные парадигмы
Научные гипотезыНаучные гипотезы и метафоры, широко применявшиеся за рамками своих наук…
Выдвижение научных гипотезВыдвижение новых научных гипотез
X
«Врач-психиатр спрашивает мальчика-пациента: «Если американский петух снёс яйцо на советской территории, то кому оно будет принадлежать - нам или американцам?»
Мальчик удивленно отвечает: «Но как же петух...» Такой ответ устраивает врача - пациент уловил ошибочность утверждающей части вопроса (хотя она может быть интерпретирована как метафора, но это уже другой разговор).
На докладах философской направленности часто задаю вопрос: «Признаете ли вы существование абсолютной истины?» Предпосылкой его является не высказанное в явной форме утверждение о том, что существует (или хотя бы может существовать) язык семантически столь богатый, что на нём может быть выражена абсолютная истина (если такого языка принципиально быть не может, то чем это последнее утверждение отличается от утверждения, отрицающего существование абсолютной истины?).
Но если вспомнить о теореме Гёделя, то скрытая предпосылка вопроса будет представляться весьма сомнительной. Мы видим, как вопрос порождает предвопрос, только после разрешения которого он становится правомерным». […]
«В нашей науке, скажем, запрещены такие вопросы: зачем существует закон Ома или откуда взялся и когда появился закон Ома, - ибо любые, но возможные для этих вопросов ответы будут выглядеть как нелепость.
Наука, если говорить о науке наших дней, начинается с постановки вопросов. Вообще говоря, конечно, можно вести наблюдения и даже ставить эксперименты, не задавая вопросов, но вряд ли такую деятельность можно назвать научной.
Этнографы, например, рассказывают, что у народностей с пантеистическим миропониманием среди охотников можно встретить таких наблюдателей, которые знают о природе всё, что можно увидеть. Но они наблюдают, не задавая вопросов; а не задают они их потому, что не имеют теорий для того, чтобы сделать содержательной предпосылку вопроса.
Наверное, около 2000 лет просуществовала алхимия. Она занималась как будто бы тем же, чем занимается современная химия; в процессе своего, правда, очень медленного развития она разработала аппаратуру, используемую и до наших дней, и сделала всё же много открытий. Но это не была наука. Эксперимент ставился как слепой поиск ради решения одной задачи - получения золота; вопросов природе не задавалось - их нельзя было задать потому, что не было языка, на котором можно было бы сформулировать теоретические представления, основанные на опыте прошлого.
Впрочем, нередко и сейчас, слушая научные доклады или диссертации, спрашиваешь выступающего: «Скажите, пожалуйста, на какой вопрос ваша работа даёт ответ?»
И получаешь ответ: «Как на какой, ни на какой, мы просто...»
Итак, характерной особенностью современной науки всё же является то, что учёный стремится получить ответ на чётко поставленный вопрос, сформулированный на основе прежних знаний. Но знания всегда условны и изменчивы - наука развивается диалектически, т.е. революционно (Томас Кун).
Отсюда следует, что осторожнее было бы ограничиться такой формулировкой: учёный задает вопрос природе, исходя из существующих в настоящее время предрассудков.
Математика - это язык, который позволяет задавать вопросы в удивительно компактной форме, используя абстрактно-символический вариант записи».
Налимов В.В., Облик науки, СПб, «МБА», 2010 г., с. 112 и 113.
Типы научных Докладов по И.Л. Викентьеву.