Измерительная шкала для оценки режиссёрского творчества по В.М. Петрову

С учётом отмеченных специфических моментов, приводим необходимое пояснение к избранным бинарным оппозициям.

Первые три (1,2,3) оппозиции относятся к общемировоззренческим признакам, характеризующим специфику творческого процесса в целом:

1.Оптимистичность мироощущения - пессимистичность мироощущения
Аргументацию в пользу этой оппозиции см. выше в разделе, посвящённом музыкальному искусству.

2.Рациональность - интуитивность (аналитичность - чувственность)
Эта шкала непосредственно отражает основную характеристику феномена асимметрии.

3.Стремление к нормативности - тяготение к своеобразию (традиционализм- новаторство).

Следующие четыре оппозиции (4,5,6,7) характеризуют принципы режиссёрской работы, свидетельствуя о ее принадлежности к тому или иному типу доминирования.

4.Малое число объектов - большое число объектов на сцене.
Эта оппозиция показывает склонность режиссёра к камерным или масштабным формам. […]

5.Скупость выразительных - богатство выразительных средств […]

6.Слабая синтетичность - сильная синтетичность.
Театральное искусство синтетично по своей природе, но арсенал
средств, используемых режиссёрами может колебаться в значительном диапазоне.

Активность использования режиссёром средств сценической выразительности не равнозначна степени синтетичности. В данном контексте синтетичность - это использование в спектакле элементов разных видов искусств - музыки, танца, живописи и пр. К примеру, Георг Фукс - руководитель Мюнхенского художественного театра - стилизовал свои спектакли под барельефы, подчиняя этому принципу весь внешний образ спектакля: свет, цвет, пластику актеров. В этом случае выразительный образ спектакля, созданный за счёт использования приёмов ИЗОискусств, ограниченно синтетичен. В первые десятилетия становления режиссуры принцип синтетического спектакля является основным показателем степени новаторства.

7.Жизнеподобие выразительного - условность выразительного языка.

Термин жизнеподобие в данном контексте трактуется как старательное воспроизведение в искусстве жизненной реальности. Условность - деформирование реальности, привнесение момента творческого преобразующего начала.

Петров В.М., Бояджиева Л.Г., Перспективы развития искусства: методы прогнозирования, М., Русский мир, 1996 г., с. 62-63.