Создание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
Креативные поселения / городаКреативные поселения / города
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Создание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
Креативные поселения / городаКреативные поселения / города
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Бродвей / Broadway – 25-и километровая улица в Нью-Йорке. Хотя на улице есть и банки, но Бродвей известен именно увеселительными и зрелищными заведениями, в том числе здесь располагается и Метрополитен-опера.
«Бродвей - одна из самых старых и самых длинных (если не самая длинная) улица Нью-Йорка. Она тянется через весь Манхэттен и далее через район Бронкс. Мне не удалось выяснить - какова же её точная длина. Но думаю, что не менее 20-25 километров, а может и значительно длиннее. Когда голландцы обосновались в XVII веке на Манхэттене, то через него уже тогда пролегала индейская тропа. Интересно, что голландцы почему-то назвали это тропу «широким путём». Как будто предчувствовали её будущий масштаб. Это название, переведенное на английский, является нынешним именем улицы.
О Бродвее можно написать отдельную книгу. Но я остановлюсь лишь на одной её странице, с которой, на мой взгляд, Бродвей больше всего ассоциируется как у самих американцев, так и у иностранцев. Эта страница - о Бродвее как мировом центре мюзикла.
Почему с XIX века театры стали в таком большом количестве появляться именно вокруг участка Бродвея между 40-й и 54-й улицами, которой позже получил название Театральный квартал, сказать трудно. Наверное, самое короткое, хотя и не очень внятно объяснение - «так исторически сложилось». Поначалу они не слишком отличались от европейских театров того же времени.
Однако скоро в их репертуаре проявилась явная тяга к развлекательности с активным использованием музыки и ярких декораций. На мой взгляд, такой акцент объяснялся особенностями американского общества. В нём не было традиционной аристократии, которая, благодаря богатству предков, могла позволить вести жизнь, в которой большое место уделялось рафинированным культурно-эстетическим переживаниям. В Европе и в России её представители составляли очень большую часть театралов, жаждавших увидеть постановки с высоким уровнем психологизма, глубоким проникновением актеров в переживания героев. В Америке, с её отсутствием традиционной аристократии, подавляющее большинство граждан активно работали. Конечно, занятия и доходы у них были разные. Однако для создания и удержания богатства требовались очень большие и постоянные усилия. Конкуренция была очень высокой, а делать бизнес в промышленности или в области финансов - это совсем не то, что получать ренту от обширных земельных владений, что могли себе позволить европейские и российские аристократы.
Так что американская публика при посещении театров была настроена не на представления, требовавшие глубоких душевных переживаний, а на более простые, призванные, прежде всего развлекать и расслаблять.
В этой публике очень большую часть составляли те, кто мог позволить себе бывать в театрах несколько раз в год, но не мог похвастаться хорошим образованием. Таких людей в Америке XIX-начала XX веков было гораздо больше, чем в Европе и тем более в России. Так что представления с большим числом песен, танцев, красочными костюмами актеров и сценическими декорациями особо ценились нью-йоркской театральной публикой того времени. Они-то и стали основой для появления жанра «мюзикл» - представления, в котором смешаны элементы драматического, хореографического и оперного (точнее, наверное, песенного) искусства. Диалоги сочетаются с песнями, танцами, музыкальными композициями. Американцы гордятся мюзиклом как своим вкладом в мировую культуру.
Считается, что первой театральной пьесой, которая была построена по принципу мюзикла, стала постановка «Чёрный мошенник» (Black Crook), первое представление которой прошло 12 сентября 1866 года в бродвейском театре «Нибло Гарден». Этот «прото-мюзикл» установил и первый рекорд для этого жанра - 474 представления. Однако прошло ещё несколько десятилетий, до 1920-х-1930-х годов, пока бродвейский мюзикл устоялся и стал «классикой». Этому способствовало то, что в качестве основы сценариев стали использоваться пьесы таких видных американских драматургов как Юджин О'Нил, Элмер Райе, Роберт Шервуд, Теннесси Уильямс, а музыку стали писать такие талантливые композиторы как Джордж Гершвин, Кол Портер, Джером Керн, Винсет Юманс.
С того времени под Бродвеем в театральном смысле стали пониматься театры, расположенные в Театральном квартале, с залами не менее чем на 500 зрителей. За прошедшие десятилетия их число менялось, и к 2012 году к этой категории относились 39 театров.
Отличительной чертой «бродвейского» театра является то, что каждый театр делает ставку на главную постановку, которая идёт ежевечерне (за исключением понедельников) или даже 2-3 раза в день, до тех пор, пока она даёт прибыль. […]
Главный режиссёр Ленкома Марк Захаров в своей очень поучительной книге «Суперпрофессия» описывает тот сильный испуг, который овладел артистами театра, когда в конце 1970-х годов им несколько недель пришлось выступать в Париже в режиме «бродвейского кошмара». И как с удивлением они обнаружили, что при умелой организации дела, при правильном отношении к своему здоровью и высоком профессионализме всех и каждого участника играть в течение длительного времени один и тот же спектакль ежедневно - полезно для артистов и даже увелкательно. И что такой ритм превращает постановку в саморегулирующуюся систему, выдающую с каждым разом всё более впечатляющий результат.
Бюджет наиболее известных бродвейских мюзиклов доходит до нескольких десятков миллионов долларов.
Особенностью бродвейских театров является очень сильная роль профсоюза актёров, уходящая корнями в 20-е годы прошлого века. Он разрабатывает стандартные контракты, определяет минимальную почасовую ставку, количество рабочих часов в неделю и другие важные условия работы актёров и жёстко отстаивает их в отношениях с продюсерами и владельцами театров, которые сформировали своё профессиональное объединение. Так что отношения между всеми основными участниками создания театральных постановок определяются набором чётких правил».
Беликов И.В., Америка – не только доллар, СПб, «Алетейя», 2014 г., с. 54-56.