Развитие эволюционных идей
КультурологияКультурологические модели и их применение в других областях деятельности
Динамические моделиРазличные динамические модели
X
Развитие эволюционных идей
КультурологияКультурологические модели и их применение в других областях деятельности
Динамические моделиРазличные динамические модели
X
«Эволюция происходит на основе отбора, путём «проб и ошибок».
Чтобы локализовать ошибки, выгоднее пробовать не на целой системе, а только на её части. Для этого достаточно разделить систему на две подсистемы и обеспечить их дихронную эволюцию так, чтобы одна из них, пробная, начинала и кончала эволюцию раньше, чем основная (более ценная).
Идея дихронной эволюции оказалась очень плодотворной для общей трактовки бинарных сопряжённых систем. Она позволила создать изоморфные теории дихронной (асинхронной) эволюции полов, хромосом, асимметрии организмов, мозга, рукости и левшества.
Временной сдвиг в эволюции консервативных и оперативных подсистем - эволюционный дихронизм - создает эволюционный диморфизм: две формы одного и того же признака (старую и новую), по которым, кстати, можно определить направление его эволюции.
Иными словами, дихронная эволюция создаёт между подсистемами две «дистанции»: по хронологической оси - арьергард и авангард, а по морфоэкологической оси - удалённое от среды консервативное, «стабильное ядро» и экологическую, приближенную к среде оперативную, «лабильную оболочку».
По теории, консервативными подсистемами являются: для половой дифференциации - женский пол популяции, аутосомы генома, эстрогены организма, для латеральной - правое полушарие мозга, левая сторона тела и правши общества, а оперативными подсистемами соответственно являются: мужской пол, гоносомы, андрогены и левое полушарие, правая сторона тела, левши общества.
Все сопряжённые дифференциации изоморфны:
1) адаптивно-эволюционирующие системы;
2) тесно связанные с эволюционным прогрессом системы, произошедшие из недифференцированных форм (раздельнополые - из бесполых, геномы, содержащие гоносомы, - из геномов без них, асимметричные - из симметричных и т.д.);
3) системы, представляющие собой экономные формы информационного контакта со средой, позволяющие искать новые решения эволюционных задач без риска закрепления неудачных решений;
4) регулирующие эволюционную пластичность в разных средах через соотношение о/к (чем оно больше, тем выше пластичность). Для половой, хромосомной и латеральной дифференциаций удалось вскрыть механизмы этой регуляции. В оптимальной среде о/к падает, в экстремальной - растёт. […]
В 1989 году я высказал гипотезу, которая приписывает самкам роль «дрессировщицу», а сексу - роль «большого пряника», обратной связи, формирующей полезное для потомства поведение и ускоряющей обучение, что особенно важно для культуры. […]
Итак, мы рассмотрели три важные тенденции прогрессивной эволюции: «обогащения фенотипа» (от ДНК и белков до генофонда и культуры), «асимметризации» (от шаровой симметрии одноклеточных до функциональной асимметрии мозга, поведенческой, психической и культурной асимметрии левшества) и «сексуализации» (от репродукции до эволюции культуры у человека). Все три тенденции конвергентно приводят к культуре. Экстраполяция и синтез этих тенденций позволяет наметить ряд предварительных выводов, гипотез и поставить некоторые вопросы:
1) культура как внезиготная наследственность, мощный обобщённый потенциал, обогащающий фенотип;
2) в составе самой культуры также должны существовать бинарные сопряжённые дифференциации, пары субкультур, скажем, женской - мужской, правшей - левшей, обладающих во многом аналогичной структурой поведения;
3) предлагаемый подход позволяет создать концепцию о донорах и акцепторах культуры, которую, несколько схематизируя (афористично), модно сформулировать: «культура-творение мужчин и левшей для женщин и правшей» (по полу - это безусловно так, и в этом легко убедиться, сравнив соотношение полов среди композиторов, художников, драматургов и публики в концертных, выставочных и театральных залах, а по левшеству, к сожалению, мало данных);
4) должны существовать тесные связи на уровне сопряжённых дифференциаций культуры и субкультур со средой, такие, чтобы в оптимальной среде усиливались ортодоксальные, т.е. консервативные тенденции (и нетерпимость к парадоксальным), в экстремальной, напротив, - парадоксальные, т.е. реформаторские тенденции (расцвет религиозных сект, лженаук, магий, мистики, модных течений в искусстве и т.д.);
5) гипотеза гипоксии левого полушария эмбриона показывает, как экологический стресс повышает процент левшей в популяции (первое условие адаптивности левшества);
6) гипотеза гипероксии левого полушария левшей показывает, как левшество способствует появлению поведенческих новаций (второе условие адаптивности левшества);
7) как любое обогащение фенотипа, культура делает реже смену поколений, уменьшает численность потомства и удлиняет жизнь. И так далее.
Великий теоретик естествознания Виллард Гиббс считал, что «одной из основных задач теоретического исследования в любой области знания является установление такой точки зрения, с которой объект исследования проявляется с максимальной простотой».
Удалось ли мне найти точку зрения, упрощающую понимание культуры? Удалось ли показать, что три тенденции прогрессивной эволюции: асимметрии, сексуальности и развития культуры аналогичны во многом и допускают общие подходы описания, объяснения и предсказания?
Покажет время».
Геодакян В.А., Эволюция асимметрии, сексуальности и культуры (Что такое культура с точки зрения теоретической биологии?),в Сб.: Информационное мировоззрение и эстетика. Труды международного научного симпозиума «Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход» / Под ред., В.М. Петрова, В.П. Рыжова, Таганрог, Изд-во «ТРТУ», 1998 г., с. 124-125 и 141-142.