«В течение VII века три крупнейшие ойкумены Евразии: Средиземноморье, Иран и Китай были в очередной раз объединены в могучие империи новыми народами, расцвет которых пришёлся на раннее средневековье.
В Китае народ табгач создал империю Тан (618-907).
Вокруг Константинополя трудами ромеев возродилась православная Византия (610-1204).
Покорённый арабами Иран стал ядром новой теократической державы - Халифата (632-1258), исповедующего в качестве государственной религии ислам.
Интересно сравнить развитие науки в этих империях «второго поколения» с той традицией, которую оставили империи античного мира.
В Китае как будто ничего не изменилось: та же иероглифическая модель мира, та же многоступенчатая бюрократия, тот же способ пополнения чиновного сословия путём ежегодных экзаменов на должность.
Темы экзаменационных сочинений брались из трудов Конфуция, оригинальность мысли и литературного стиля учеников не поощрялась.
Таким путём имперская администрация воспроизводила свой средний уровень - из года в год, из века в век.
Ни один правитель средневекового Китая не стремился к научному или техническому прогрессу, не поощрял научные поиски.
Результатом стал вековой застой китайской науки на фоне медленного стихийного развития промышленных технологий, регулярных политических кризисов и периодических реформ в экономике, а также устойчивого развития литературы.
За десять веков, истекших между концом Великого переселения народов в Китае и прибытием в страну португальских мореходов (558-1518), ни один китайский учёный не превзошёл сколько-нибудь значительно достижения мудрецов времён Конфуция или эпохи Хань.
Так в средневековом Китае повторился опыт застоя древнего Египта или Месопотамии».
Смирнов С.Г., Задачник по истории науки: от Фалеса до Ньютона, М., «Мирос»; «Наука/Интерпериодика», 2001 г., с. 88-89.