Различные подходы к анализу систем
Системные уровни / рангиРазличные системные уровни (ранги, страты и т.п.), кроме Качественных уровней творчества
Искусство- и литературоведениеИскусствоведение и литературоведение
X
Различные подходы к анализу систем
Системные уровни / рангиРазличные системные уровни (ранги, страты и т.п.), кроме Качественных уровней творчества
Искусство- и литературоведениеИскусствоведение и литературоведение
X
«Метод анализа художественного процесса исходит из теоретического видения своего предмета и прежде всего должен включать в себя инструменты, помогающие определить особенности художественного направления и принадлежность к нему той или иной группы произведений. Чтобы решить эту задачу, следует прежде всего выявить пласты, в которых запечатлевается художественная концепция произведения.
Этих пластов восемь, в каждом из них выявляется определенный тип взаимодействия человека с различными внутренними и внешними средами.
Первый пласт («я - я») - внутренние коммуникации, внутренние взаимодействия личности, определяемые противоречиями её природного генотипа и совести, культурных табу, подсознания и сознания, «нецензурированного» сознания и социальных норм и т. д. Этот пласт в произведении раскрывает «диалектику души», поток сознания и является главным носителем философско-психологической проблематики: каковы границы моего «я», в чём мои отличия и сходства с другими, кто есть я и в чем мое назначение? В этом пласте произведения осуществляется художественное самосознание человеком себя как личности.
Второй пласт («я - ты») - коммуникации человека с другим человеком. Этот пласт - главный носитель нравственной проблематики.
Третий пласт («я - мы») - социальные планы общения и взаимодействия личности с социальной средой, классом, нацией, народом, государством, обществом. Этот пласт в произведении является главным носителем социально-политической и правовой проблематики.
Четвёртый пласт («я - мы все») - отношения человека с человечеством и историей. Этот пласт - главный носитель философии истории, социально-философских, гуманитарных проблем.
Пятый пласт («я - всё») - личность и природная среда, её окружающая. Этот пласт - главный носитель естественнонаучных и натурфилософских проблем.
Шестой пласт («я - всё созданное нами») - личность и рукотворная, «вторая» природа. Этот пласт - главный носитель социо- натурфилософских проблем: руссоизм, урбанизм, экологические вопросы и т. д.
Седьмой пласт («я - всё созданное нами в сфере духа») - человек и созданная им духовная культура. Этот пласт - носитель культурологических и герменевтических проблем.
Восьмой пласт («я - всеобщее») - человек и мироздание. Этот пласт в произведении является главным носителем религиозной или глобальной метафизической проблематики: что есть мир и каков он, в чем смысл жизни и что такое смерть, что такое человек в его отношении ко Вселенной?
Художественное произведение создаёт художественный мир - модель реальности. Художественный мир смыслонагружен, концептуально насыщен. Художественная концепция определяется сочетанием непластических идей и идей, запечатленных в пластике произведения.
Последние включают в себя все или несколько из восьми возможных концептуальных пластов, и общая художественная концепция произведения зависит от
1) наличия или отсутствия каждого из восьми возможных пластов;
2) иерархического расположения всех наличных концептуальных пластов (какие из них ведущие и доминирующие, какие соподчинённые);
3) авторской трактовки (идейного наполнения) каждого из наличных концептуальных пластов;
4) изменения смысла, значения и иерархической расположенности концептуальных пластов в ходе изменения историко-культурного контекста и историко-рецептивного поля. Первые три параметра определяют устойчивость смыслового ядра произведения при всей исторической подвижности его смысла.
Тем самым выявляется типологическая принадлежность данного произведения к тому или иному художественному направлению. Четвёртый момент определяет характер восприятия смысла и значения произведения в новую эпоху. Художественные произведения, принадлежащие к данному художественному направлению, всегда имеют сходство по всем вышеуказанным параметрам, то есть имеют инвариантную художественную концепцию, выраженную через схожую структуру художественно-концептуальных пластов».
Борев Ю.Б., Эстетика, М., «Политиздат», 1988 г., с. 470-471.