Личность и становление европейской культуры по А.М. Буровскому

«Мировую историю вполне можно рассматривать, как историю множества империй. Всегда были народы, которые опережали других и умели больше, чем соседи. […]

Соседи подчинялись громадным армиям Китая, свирепым броскам ассирийцев, шагу фаланги Александра Македонского, мерной поступью римских легионов.

Завоевания были выгодны только когда перевес сил был громаден. Когда потери завоевателей были в десятки раз ниже, чем завоеванных, а количество отнятого и на-грабленного позволяло завоевателям жить безбедно.

Одним словом - завоевывают, когда выгодно.

Соседи вынуждены были подчиниться. На короткое время вспыхивали ярким светом империи Ассирии, Египта, Персии, Греции, Рима. Трудом и талантом покорённых народов возводились столицы, которые потом века будут потрясать воображение. Строились крепости и дороги, на возведение которых был необходим слаженный труд миллионов.

Среди завоевателей огромное число людей могли не думать о куске хлеба. Из 40 тысяч граждан Афин тысяча стали скульпторами и художниками. Без притока материальных средств со всего мира никогда бы такое количество афинян не смогли заниматься творчеством ваяния. При Марке Аврелии, во 2 веке по Рождеству Христову, в Рим позвали философов... Их собрались десятки тысяч!

Талантливых людей всегда немало... Как только они могли заявить о себе - ваялись гигантские и прекрасные статуи, сочинялись бессмертные творения, писались картины и романы. Краткий час взлёта империи всегда оставался в памяти человечества, как миг взлёта человеческого духа, одна из вершин развития культуры.

Почему «краткий»? А потому, что завоеванные учились у завоевателей. Наступал миг, когда они знали и умели не меньше. А тогда - зачем им нужны завоеватели?

Римляне были нужны галлам и бриттам, пока они бегали голые, раскрашенные синей краской, и приносили человеческие жертвы.

Пока Рим нёс с собой не только силу, но и соблазн лучшей жизни.

Прошло триста лет - галлы и бритты даже забыли свои языки, и стали говорить на латыни. Не стало никакого преимущества у римлян, потому что все стали римлянами. Не стало преимущества у Италии, потому что Галлия и Британия стали ничем не хуже.

И Римская империя стала разваливаться... за ненадобностью, выполнив свою историческую функцию.

Во все времена сильнее становились те, кто был умнее и активнее. Умнее был тот, кто больше позволял себе думать, у кого большее число людей имели право мыслить самостоятельнее. Активнее был тот, у кого большая часть людей имела право совершать большее число самостоятельных поступков.

Всегда проигрывал тот, кто запрещал осмысливать те или иные стороны жизни, кто не позволял самим принимать решения.

В 8 веке до Рождества Христова греки первыми создали гражданское общество. С этих пор в Греции частная собственность принадлежала отдельному человеку, её никто не мог отнять, или присвоить. Чем богаче был человек, тем более высокое положение он занимал. Частная жизнь человека определяла его положение в обществе.

В Греции жили граждане: люди, обладавшие неотъемлемыми правами. Любая власть была ограничена в своих действиях и не могла отнять у гражданина его прав.

Великий Рим не уцелел, но тип цивилизации не исчез.

К 11 веку в западном мире сложилось общество, в чём-то главном очень похожее на общество римлян и эллинов: человек в Европе воспринимался как отдельная, особенная личность, вне общины и вне государства. Даже если он лично не свободен, он не свободен именно лично, а не как член какой-то группы.

Все члены этого европейского общества имели хоть какие-то права, и никакая власть над ними не могла быть вполне безграничной.

В разных концах мира и в разное время возникали общества, похожие на европейские. Но только в Европе общество прошло весь путь развития от аграрно-традиционного к урбано-сциентистскому обществу.

Аграрно-традиционное общество - это общество людей, живущих общинами, и стремящихся поступать так, как делали мудрые предки. Самостоятельная личность у них не в чести, а создавать новые знания о мире они считают не очень нужным. У них уже есть священные предания, Библия, Коран или сочинения Карла Маркса. В них уже содержится все нужное, остаётся только «правильно» прочитать, чем и занимаются специальные жрецы: священники, жрецы бога Тота, муллы, шаманы. Для нас привычнее будет: сотрудники кафедры истории КПСС.

Урбано-сциентистское общество - это общество, в котором главной единицей становится не община и не группа, а личность. Общество индивидуальных людей, для которых важна не традиция, а их личный успех. Знания же о внешнем мире они черпают из науки, наблюдения, исследования, а не из опыта мудрых предков, которые и так все знают.

Культура Запада прошла много этапов развития. К 17 веку в северо-западном углу Европы - в Голландии, Британии, Скандинавии, Бельгии, Северной Франции - сложилось самое свободное, самое передовое, самое рациональное общество из всех, какие только были тогда на Земле.

Эти европейцы вовсе не с неба упали, у них были талантливые предшественники. Неизбежно упрощая, постараюсь выразить основы этого мировоззрения:

1. Человек - не часть остального мира; он - сам по себе. На него почти или совсем не распространяются законы, по которым живёт остальной мир.

2. Мир - не единое целое. Он - склад не связанных между собой явлений и процессов, которые существуют каждый сам по себе.

3. Эти изолированные части мироздания составляют природные ресурсы, которые не могут быть исчерпаны, и которые человек полномочен использовать в любых масштабах.

Для нововременной культуры самоутверждение личности было важнее социальной гармонии, деятельность человека - важнее сохранения природного наследия.

Эта культура создала науку как особую форму общественного сознания, естественнонаучную картину мира, выделила личность человека из любой общественной группы и научилась уважать её так же, как группу в целом».

Буровский А.М., Облик грядущего: системное расследование будущего, М., «Аст»; Красноярск «Абу», 2006 г., с. 122-127.