Яса – уложение (свод запретов и правил) Чингисхана

Яса – уложение (свод запретов и правил) Чингисхана, которое дошло до нас в виде отдельных цитат в произведениях персидских и арабских историков.

… мы сталкиваемся с весьма интересным обстоятельством: именно антропологическая организация - устремлённость в будущее, поиск средств, которые могут преобразовать общество, - а отнюдь не сословные характеристики в данном случае определяют классовую принадлежность.

В принципе эта характеристика класса связана с готовностью человека действовать и формировать новые, пока отсутствующие сегодня институты.

Подобное вообще характерно для исторических сдвигов: сначала появляется антропологическая организация, а затем оформляется социальность. Наподобие того, как это было у людей длинной воли - монголов Чингисхана.

Ибо там сначала появилась Яса - свод законов, более жёстких и нравственных, чем племенные, карающих смертью не только за убийство, блуд, кражу и скупку краденого, но и за невозвращение оружия, случайно утерянного владельцем, за отказ путнику в воде или пище, за неоказание помощи боевому товарищу. Яса запрещала есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу.

И появился данный свод законов ещё до объединения Монголии и всех монгольских завоеваний, после которых только и началось социальное оформление общества. Но никак не до того.

То есть нормирующее дело-действие, которое определяет границу метису, становится основой волевого акта свершения. Иначе человечество просто запутается в возможностях.


Громыко Ю.В., Класс RAZVITIE, М., Институт им. Е.Л. Шиферса, 2013 г., с.76-77.