Отдельные творческие решения в искусстве
Применение S-образных моделейПрименение S-образных моделей
X
Отдельные творческие решения в искусстве
Применение S-образных моделейПрименение S-образных моделей
X
«Не знаю, сумела ли я достаточно вразумительно рассказать о начале 20-х годов, о театре «Нерыдай», где, как в крохотной капле воды, отражался мир нэпа.
В тот период и в быту, и в театре, и вообще в искусстве, и во всех вопросах жизни всё было не похоже на установившееся нынче» не совпадало с оценками и понятиями, привычными нашему сегодняшнему мироощущению.
Что-то в этом роде было, вероятно, в первые дни сотворения мира: небо, вода, твердь, планеты, животные и растения - как все это расставить по местам?
Расставишь, а потом всё оказывается не так. Надо опять ломать. И всё сначала. А человек в это время, как в финской бане: то 100 градусов жару и пару, то сразу головой в ледяную прорубь. Поэты, актёры, музыканты, композиторы, драматурги, вперёд - к Киршону! Назад - к Островскому! Сумбур вместо музыки! РАПП, ВАПП, Мейерхольд! Долой Таирова! Ура Пролеткульту! Нет Есенину! Эйзенштейна в архив! Навеки вместе с «Бежиным лугом»! Нет - Зощенко! Открыть ясли имени Малюты Скуратова! Закрыть МХАТ 2-й! Художественному театру - имя Максима Горького!
Так происходило в первые десятилетия становления нашего искусства (20-30-е годы). Я пишу обо всех этих событиях подряд, как они лежат в памяти, хотя между ними годы и годы.
И трудно, наверно, себе представить, что во время такого двенадцатибалльного шторма люди искусства жили-поживали, не только ели, пили, влюблялись, дружили, враждовали, но и боролись, что-то принимая на веру, что-то отвергая, что-то утверждая своим трудом, своим творчеством. Некоторые научились оглядываться и угадывать, как же быть дальше.
И кое-кто попадал в точку, когда надо было, и поднимался (как планеры по нужной струе) на самый верх.
Правда, иногда неожиданно летел оттуда кувырком. А другие упорно и добросовестно долбили каменную гору в любую непогоду, веря в себя, в свою силу, и, если им удавалось не умереть, они через много лет, уже старыми, становились на ту ступень, на которой должны были стоять много лет тому назад».
Зелёная Р.В., Разрозненные страницы, М., «Союз театральных деятелей РСФСР», 1987 г., с.31-32.