Ослабление государства из-за низкой инновационности
Политические реформыПолитические реформы в стране
Деградация обществаДеградация общества
Власти как Внешние обстоятельстваВласти как Внешние обстоятельства
X
Ослабление государства из-за низкой инновационности
Политические реформыПолитические реформы в стране
Деградация обществаДеградация общества
Власти как Внешние обстоятельстваВласти как Внешние обстоятельства
X
«Третий рейх захватил контроль над музыкой, сделав два молниеносых хода. 7 апреля 1933 года принятый им Закон о государственной службе изгнал всех евреев из правительственных учреждений.
Тысячи живших на жалованье музыкантов, учителей и администраторов были уволены из оперных театров, оркестров и музыкальных учебных заведений без выходного пособия.
Арнольд Шёнберг, профессор Берлинской академии искусств, остался буквально без гроша и бежал за границу; другие, менее известные люди впали в нужду, и податься им было некуда.
15 ноября 1933 года Йозеф Геббельс объявил, что всякий, кто желает работать в какой-либо сфере искусства, обязан зарегистрироваться в его Имперской палате культуры.
Этот простой манёвр наделил режим властью над плодами художественного творчества, к какому бы жанру таковое ни относилось. Без членского билета Kulturkammer немецкий художник не мог ни напечатать стихотворение, ни выставить картину, ни снять фильм, ни играть в оркестре.
По немецким стандартам, Палата была «учреждением весьма хаотичным», и в конечном счёте Геббельс передал руководство ею высокопоставленному генералу СС оберфюреру Хансу Хинкелю, который демонстрировал в роли государственного комиссара музыки похвальное рвение, проверяя расовую и идеологическую благонадёжность «представителей культуры». Хинкель завёл на художников Третьего рейха 250 000 досье, каковые и попали целыми и невредимыми в руки англичан - вместе с самим комиссаром, которого они отпустили как «второстепенного преступника».
Подававшим заявления в Палату музыкантам надлежало заполнять анкету, отвечая на вопросы об их расовой чистоте и профессиональном статусе и указывая двух рекомендателей, готовых подтвердить их компетентность (Рихард Штраус написал: «Моцарт и Вагнер»).
Евреям и левым хода не давали, однако большинство заявителей утверждалось, если, конечно, на них не доносил кто-нибудь из коллег или соседей. После происшедшего в 1933-м массового исхода художников особая разборчивость была Палате не по карману.
Её членский билет гарантировал право на труд и помогал получить освобождение от военной службы. Однако для того, чтобы работать музыкантом, необходимости вступать в нацистскую партию не было».
Норман Либрехт, Маэстро Миф. Великие дирижёры в схватке за власть, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 127.