Формирование картотеки и приемов клоунов по Ю.В. Никулину

«Отец вёл в нашей школе драмкружок. Мама входила в состав родительского комитета, помогала в библиотеке выдавать книги, постоянно шила костюмы для участников художественной самодеятельности. Этой работе родители отдавали много времени. Отец постоянно ставил сатирические обозрения, которые сам придумывал. Он написал для меня и моего товарища по классу клоунаду на школьную тему. […]

Когда закрылся «Театр рабочих ребят», то в его помещении организовали Дом художественного воспитания детей.

В нём открыли несколько кружков: танцевальный, драматический, музыкальный и фото. Я записался в драматический. Драматической студией, как мы именовали кружок, руководил артист Преображенский, которого мы все очень любили. Стараясь развить фантазию, он ставил с нами этюды. Помню, он предложил нам массовый этюд.

- Вообразите себе, что сцена - улица, - сказал он. - Я выйду на улицу и начну смотреть на небо. Просто так. Каждый из вас - прохожий. Вы должны подходить ко мне по одному и тоже смотреть заинтересованно наверх, думая, «что на небе что-то происходит. Но нужно не просто подойти, а и сказать свою фразу.

Начали этюд. Каждый студиец подходил к смотрящему вверх преподавателю. Слышались фразы:

- Ой, а что там, наверху?

- Батюшки, неужели дирижабль?

- Что же такое там, на небе?

И так далее.

Я стоял, дожидаясь своей очереди, лихорадочно думал, что бы такое сказать. Решение пришло неожиданно, когда я подходил к толпе глазеющих на небо.

- Уж не медведь ли? - спросил я, заинтересованно глядя наверх.

Все замерли. А потом раздались смешки.

- Что-о-о? - спросил преподаватель.

- Уж не медведь ли? - повторил я несколько неуверенно, глядя ему в глаза.

- Почему медведь? - В голосе педагога послышался металл.

- Ну... чтобы... смешно, - залепетал я.

- А мне не смешно! - зарокотал поставленный голос. - Чтобы больше это не повторялось!

Много-много лет спустя, уже работая в цирке, на одном из детских спектаклей на вопрос партнёра: «Отгадай, что у меня лежит под шляпой?» - я наивно спрашивал: «Трамвай?», и публика смеялась.
Может быть, тогда, в детской студии, я не так сказал, как нужно, а может быть, преподавателю отказало чувство юмора? […]


Порой, жарко натопив печь, лежа на нарах, мы любили рассказывать анекдоты и солдатские истории. Однажды со старослужащим Гусаровым мы поспорили на десять пачек папирос «Звёздочка» (я не курил, но тем не менее условие спора принял), кто больше из нас знает анекдотов.

После отбоя легли на нары и начали рассказывать. Он начинает, я заканчиваю. Мол, знаю анекдот, слышал его. Он новый начинает - я опять говорю конец анекдота. Тогда Гусаров предложил:

- Давай ты начинай.

Выдаю первый анекдот.

Он молчит. Не знает его.

Рассказываю второй, третий, пятый... Все хохочут.

А он не знает их.

Выдаю анекдоты один за другим.

Полчаса подряд.

Час. Два.

Смотрю, уже никто не смеётся. Устали смеяться.

Многие засыпают.

В половине четвёртого утра Гусаров сказал:

- Ладно, кончай травить, я проиграл.

- Подожди, - говорю, - есть ещё анекдоты про пьяных, детские, иностранные.

- Нет, - отвечает Гусаров. - Не могу больше, спать хочу.

Так я выиграл спор. Но никто не знал, что в армию я взял с собой записную книжку, в которой было записано полторы тысячи анекдотов. Перед поединком, естественно, я их просмотрел».


Никулин Ю.В., Десять троллейбусов клоунов, Книга 1, Самара, «Самарский Дом печати», 1993 г., с. 47, 49-50 и 74.

 

 Наши правила, включая обсуждение ТРИЗ-видео на YouTube