«К чему стремится метод индукции в бэконовском смысле?
Он стремится свести науку о природе к аксиомам столь же надёжным, как и аксиомы математики. При этом отыскивает эти аксиомы с помощью критического опыта, посредством перманентного учёта отрицательных инстанций. Здесь является двоякое затруднение:
1) Учитывать отрицательные инстанции ещё далеко не значит исчерпать их. А они должны быть исчерпаны, если аксиома должна быть надёжно установлена. Нужно, чтобы против неё нельзя уже было привести ни одной отрицательной инстанции, и притом, как прибавляет Бэкон, по демонстративным основаниям.
То есть того, что сейчас не находится ни одного противоречащего факта, ещё недостаточно - нужно, чтобы была возможность доказать, что такого факта нет вообще.
Этого доказательства опыт никак не может дать. Он никогда не может утверждать (не говорю уже - доказать), что в каком-то случае невозможна противоречащая инстанция. Ибо, природа богаче опыта.
Бэкон справедливо желает, чтобы наука стремилась к аксиомам и чтобы эти аксиомы имели силу в смысле необходимости и всеобщности, не допускающем никакого исключения. Но с помощью одного опыта можно достигнуть не строгой всеобщности, а только приближённой. Посредством метода индукции отрицательные инстанции не могут быть исчерпаны вполне, до самого конца.
2. Кроме того, и само принятие во внимание отрицательных инстанций имеет свою трудность. Она вытекает из необходимости тщательного сравнения положительных и противоречащих случаев. Пока эти случаи равно важны, их нужно собрать очень много, нужно продолжать и повторять точное сравнение длинного их ряда, прежде чем можно будет сделать первую попытку перейти от фактов к аксиоме.
Здесь всё дело заключается в исключении случайных условий. И именно для этого необходимо сравнение очень многих случаев, следовательно, необходимо много времени и много труда.
Заключение из немногих случаев, очевидно, будет более сомнительным перед лицом отрицательных инстанций, чем заключение из многих случаев. Именно в числе сравниваемых случаев и состоит единственная гарантия от противоречащих фактов».
Куно Фишер, Фрэнсис Бэкон / История новой философии, М., «Аст», 2003 г., с. 293-294.