«Галилео Галилей (нем. Galileo Galilei) - герой драмы Б. Брехта «Жизнь Галилея» (1938).
Реальный Галилео Галилей - великий итальянский учёный (1564-1642), последователь Коперника, создатель телескопа, опровергший учение Аристотеля о небесных телах; революционер и гений в науке, он несколько раз подвергался суду инквизиции, отказывался от собственных убеждений ради продолжения научной работы; уже будучи слепым, в 1637 году через учеников переправил в Голландию свой главный труд - «Беседы».
Б. Брехт впервые обратился к этому образу в 1934 году, попросив у московского планетария рукопись звёздного представления «Галилей». Тогда отречение Галилея от своих идей было для Брехта не более чем хитрым манёвром, с помощью которого великий ученый получил возможность работать дальше. В первоначальном варианте драмы Галилео Галилею была уготована роль победителя. Одновременно с этим писатель преследовал и личные цели. Брехт не скрывал, что пьеса «написана, собственно, для Нью-Йорка» и должна обеспечить ему, немецкому эмигранту, въезд в США. Премьера 1-й редакции «Жизни Галилея» состоялась 9 сентября 1943 года в швейцарском театре «Шаушпиль-хаус» (Цюрих). Режиссёром и исполнителем главной роли был Леонард Штеккель. Критика расценила эту постановку как произведение о нелегальной борьбе и конечной победе разума над догмой.
30 июля 1947 года в «Коронет театер» (Беверли-Хиллз, Лос-Анджелес) состоялась американская премьера пьесы, после которой Брехт был вызван в Вашингтон на заседание комиссии по расследованию «антиамериканской деятельности». Допрос состоялся 30 октября 1947 года и был воспринят Брехтом почти как допрос Галилео Галилея.
Писатель покинул США. Это было началом работы над второй редакцией пьесы.
Брехт писал: ««Атомный век» дебютировал в Хиросиме в самый разгар нашей работы. И в тот же миг биография основателя новой физики зазвучала по-иному. Адская сила Большой бомбы осветила конфликт Галилея с властями новым, ярким светом». Потрясённый разрушительной силой атомной бомбы, Брехт решил использовать образ Галилея с его верой и отступничеством в качестве примера учёного, несущего ответственность за свои открытия. Во второй редакции пьесы Галилео Галилей не столько великий учёный, сколько слабый, не чуждый земных удовольствий человек, который сначала не отдаёт себе отчёта в том, что его открытия могут быть использованы в целях разрушения; а потом, запуганный инквизицией, превращается в старого, утратившего разум чревоугодника, умирающего под надзором своей чудовищной фанатичной дочери, без учеников, посчитавших его предателем.
Брехт изобразил в образе Галилео Галилея отступника, человека без политической и общественной ориентации.
Его талант - не более чем плотская страсть к науке учёного, стремящегося к удовлетворению своих желаний. Для Брехта его герой - человек нового времени, порождённый старым миром и подверженный слабостям, которые необходимо преодолеть».
Энциклопедия литературных героев / Сост.: С.В. Стахорский, М., «Аграф», 1997 г., с. 82.