Предвидения будущего, посылаемые Богом по Ямвлиху

«1. Прежде всего ты просишь объяснить тебе, что происходит в процессе предвидения будущего. Скажем сразу: узнать то, что ты хочешь, невозможно. В самом деле, в соответствии со смыслом вопроса ты полагаешь, что сам факт предвидения может существовать, и ты считаешь его одним из элементов природы. Но это не то, что относится к сотворённому миру, и не то, что действует как природное изменение, и это не искусное изобретение чего-либо полезного в жизни, и вообще это не человеческое действие, а божественное и сверхъестественное, посылаемое свыше, с небес, нерождённое и вечное, и оно выделяется по своим качествам соответственно собственной природе.

Так вот, главным противовесом против всех этих затруднений является познание принципа искусства прорицания, того, что оно исходит не от тел и не от телесных страстей, не от некой природы и природных сил, и не от человеческой обстановки или связанных с ней навыков, и не от некого благоприобретённого искусства, направленного на определённый аспект жизни.

Вся власть прорицания восходит к богам и даётся от богов, она совершается посредством  божественных действий или знамений и состоит в божественных видениях и познающем умозрении.

Всё остальное как орудие подчинено посылаемому богами дару предвидения: всё то, что связано с нашей душой и телом, и то, что заключено в природе мира в целом или в природе отдельного человека. Некоторые элементы предустановлены как бы в ранге материи, а именно, то, что относится к положению в пространстве или подобным вещам. […]

2. Относительно прорицания во сне говорят следующее: юз пока мы спим, мы часто во сне обращаемся к будущему, но не в состоянии беспокойного экстаза (ведь тело спокойно лежит) и уже не сознавая факты так же, как наяву. Однако то, что ты говоришь, обычно происходит в человеческих снах и в снах, исходящих от души, или когда приходят в движение наши мысли, слова или все то, что пробуждается воображением и повседневными заботами. Всё это то истинно, то ложно и в определённых случаях отвечает реальности, но по большей части этого не происходит.

Однако сновидения, называемые посланными богами, происходят не так, как ты говоришь. Напротив, когда сон заканчивается и мы с трудом начинаем пробуждаться, можно услышать некий краткий голос, который руководит нами в том, что нужно сделать, или можно слышать голоса, когда мы пребываем между бодрствованием и сном или даже совершенно пробудились.

Иногда лежащих окружает неосязаемое бестелесное дыхание, так что увидеть его невозможно, но присутствует его восприятие и понимание: оно издаёт свист при появлении, без какого-либо соприкосновения распространяется повсюду и совершает чудеса, освобождая душу и тело от страстей.

А иногда, когда блеснёт ясный и спокойный свет, притупляется зрение и закрываются глаза, бывшие прежде широко открытыми, но бодрствуют другие чувства, которые воспринимают, как боги являют себя на свету, и слышат то, что боги говорят, и ясно знают, что они делают. ещё более совершенно созерцание бывает тогда, когда и глаза видят, и сильный ум следит за совершающимся, и когда это дополняется движением теурга.

Эти сновидения, столь многочисленные и столь различные, не похожи ни на какой человеческий сон, напротив, и сон, и смыкание глаз, и подобное обмороку состояние, и пребывание между сном и бодрствованием, постепенное пробуждение или полное бодрствование - все эти состояния божественны и подходящи для восприятия богов, их посылают сами боги, и такие сны отчасти предшествуют явлению богов.

Итак, устрани из божественных сновидений, среди которых важное место занимают вещие сны, само состояние сна в любых формах и неспособность воспринимать явления как наяву. […]

Мы соприкасаемся с делами богов, будучи подвержены страстям и иногда целиком погружены в управляемые богами состояния, и поэтому возникает ложное представление также и о том, что сила богов служит управляемому ими. На самом же деле ни в создании миров, ни в провидении относительно сотворённого мира, ни в прорицании о нем она никогда не снисходит до участвующего в ней, но уделяет всем из своих благ и делает все подобным себе. Сила богов щедро помогает своим подчинённым, и чем больше остается в себе, тем более исполняется собственного совершенства. Она не становится подвластной участвующим в ней, но делает причастное ей принадлежащим ей и целиком сохраняет его, и она пребывает в себе совершенной, собирает в себе все причастное ей, не подчиняясь и не уступая никакой части.

Итак, напрасно такое предположение смущает людей. Бог не делится в зависимости от различных способов прорицания, а неразделимо производит их все. Нельзя сказать, что в определенное время он совершает прорицание то одним, то другим способом, - он совершает их все вместе и одновременно одной интуицией».

Ямвлих, О египетских мистериях, М., «Алетейа», 2004 г., с. 76-79 и 99.