«Дорога, которая ведёт из Мемфиса и Фив в Рай, была полна опасностей, и потому умерший не мог сделать по ней даже один шаг, если до того не было выполнено множество ритуальных церемоний. Факт смерти не делал человека бессмертным. Душа была созданной, а не врожденной.
Строго говоря, под душой в Древнем Египте подразумевалось совсем не то, что подразумеваем мы: невидимый, нематериальный «обитатель тела», заставляющий его двигаться во время жизни и покидающий его после смерти, чтобы получить должное за все свои деяния и за свою веру. В египетских текстах встречаются упоминания о многих нематериальных сторонах человека, имеющих некоторое независимое существование от тела, - к ним относятся, кроме прочего, его тень и его имя. Однако из них только три вещи имеют отношение к жизни после смерти.
Из этих трёх легче всего объяснить Ба: Ба имеет вид птицы с человеческой головой, иногда предшествуемой маленьким горящим светильником. Обычно Ба обитает в гробнице или её окрестностях. На Картинах Ба можно видеть сидящим на груди мумии или влетающем в отверстие в стене гробницы для того, чтобы воссоединиться с мумией после короткого путешествия по окрестностям. Как правило, Ба не появляется до момента смерти - и даже после неё появление Ба есть результат особой церемонии, предназначенной для того, что превратить человека в Ба.
Ещё один Кандидат на звание души - это Ка. Когда бог-создатель Хнум на своём гончарном круге придавал форму телу будущего ребёнка, он также делал и Ка ребёнка, имеющего тот же внешний вид: на барельефах и рисунках Ка изображён как двойник человека, которому принадлежит.
Но это не совсем то же, что и душа в нашем понимании этого слова, поскольку Ка совсем не обязательно пребывает внутри тела. Когда человек умирает, он в загробной жизни присоединяется к своему Ка; похоже на то, что Ка гарантирует человеку существование в загробном мире. Ка также играет определённую роль и при жизни, оказывая благотворное и защитительное воздействие.
Концепция Ка крайне сложна; многообразие переводов этого слова указывает на то, что согласия по вопросу о природе Ка до сих пор не найдено - здесь и «двойник», и «дух-охранитель», и «личность», и «жизненная сущность», и «воля, или власть».
Наш первый перевод этого слова - египтологи предпочитают вообще его не переводить - затрагивает лишь один аспект Ка, Касающийся жизни человека после смерти.
Третье - это Акх, самое абстрактное понятие из трёх. Акх никогда не давали в виде рисунка. В текстах это слово изображали в виде ибиса с хохолком; Ба символизировала другая длинноногая птица, а Ка - две воздетые вверх руки. Слово Акх, как и Ка, можно перевести по-разному - от «эффективный», «полезный» до «великолепный». Иногда в него вкладывается значение «дух», или «видоизмененный дух». Слово Акх одновременно и весьма неясное, и вместе с тем самое одухотворенное из всех египетских слов, относящихся к мёртвым.
Нет смысла пытаться провести чёткое различие между этими тремя сторонами духовной сущности человека. Религию вообще трудно анализировать при помощи логики. Мы не можем сказать, что при условии А мы имеем дело лишь с Ба, при В или С появляются соответственно Ка или Акх.
В египетских текстах видно различное использование этих слов.
Изучая взгляды египтян на загробную жизнь, мы уже не удивимся тому, что они столь же неопределённы, как и взгляды на душу. В описаниях загробного мира можно встретить и подземный мир, и небесный рай; боги усопших могут пребывать и на звездах, и под землей. Многие боги и богини Древнего Египта принимают участие в погребальном ритуале; некоторые из них связаны исключительно с миром мёртвых. Анубис - бог с головой шакала - был проводником мёртвых и покровителем кладбищ и бальзамирования; несмотря на голову хищника, он относился к добрым божествам. Упуат из Ассиута и Хентиаментиу из Абидоса также были связаны с погребальным обрядом. Возглавлял всех правитель царства мёртвых Осирис.
Плутарх оставил нам самую древнюю полную версию его истории. Египтяне никогда её не записывали, но постоянно на неё ссылались, и, несмотря на небольшие несовпадения, эти ссылки в целом соответствуют греческой версии».
Барбара Мертц, Красная земля. Чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты, М., «Центрполиграф», 2008 г., с. 364-367.