«Вивекананда часто пишет о силе как одном из самых главных моральных и духовных достоинств человека, а о слабости - как о величайшем зле.
По его словам, «слабый не имеет места ни в этой жизни, ни в иной. Слабость ведёт к рабству. Слабость-это смерть».
И не случайно для современной ему эпохи, вслед за Рамакришной, именуемой им кали-югой - «железным веком», с её невиданным ранее размахом человеческой деятельности, равно как и резкостью социальных контрастов, Вивекананда считает наиболее подходящей именно карма-йогу.
Характерно, что он оставляет возможность вступить на «путь действия» (в отличие от предшествующих путей) также и для атеистов.
Вообще к атеистам при всей своей теоретической оппозиции идеям материализма и атеизма он относится более чем терпимо. Его высказывания о них порой столь парадоксальны, что буквально шокируют представителей религиозной ортодоксии: «Я встречал в моей жизни немало людей, полных здравого смысла и духовности, которые вовсе не верили в бога... И может быть, они понимали бога лучше, чем это когда-либо удастся нам».
Все люди (как верующие, так и атеисты), с точки зрения Вивекананды, делятся на четыре типа в зависимости от побуждений, скрывающихся за их действиями.
На самой низшей ступени в «лестнице духовного развития» стоят те, кто делает зло ради зла, упиваясь им, как таковым.
Вторую ступень занимают те, кто делает зло другим ради собственного блага.
Третью - те, кто делает добро другим даже тогда, когда от этого нет корысти, но лишь при условии, что нет и ущерба себе самому.
И наконец, четвертую (и высшую) ступень - те, кто рассматривает жизнь как жертву и стремится к благу других даже в ущерб себе.
Четвёртый тип людей как раз и охватывает, согласно Вивекананде, тех, кто идёт по «пути действия» (сознавая или не сознавая это).
Swami Vivekananda. The complete works. Volume 1-8, Mayavati, 1947-1951.
Следуя Гите, Вивекананда считает необходимым для карма-йогинов бескорыстное и безупречное выполнение той работы, к которой они предназначены. В этой связи он приводит знаменитую формулу об «оставлении плодов действия», разъясняя, что она означает необходимость, во-первых, отбросить такие «внешние» по отношению к выполняемой работе мотивы, как стремление к обогащению, славе, упрочению положения в обществе и т. д. И, во-вторых, полностью отдавать силы своему делу, не ослабляя их колебаниями и сомнениями относительно конечных результатов своих усилий и их конечной значимости.
Выполнение этих требований, с точки зрения Вивекананды, не только обеспечивает высочайшую эффективность в избранном роде деятельности, но и превращает людей в «моральных гигантов», сочетающих «интенсивную активность» с «величайшим спокойствием»».
Костюченко В.С., Вивекананда, М., «Мысль, 1977 г., с. 132-133.
Уровни оценки полезности по И.Л. Викентьеву