Условия и история развития России
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
АтеизмАнти-религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Условия и история развития России
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
АтеизмАнти-религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
«Жалуют священством, возлагая руки на голову возводимого в это звание и надевая ему на голову, освящённую патриархом, шапочку, называемую скуфьёй. Священник должен её весьма заботливо беречь, что он считался бы в противном случае не достойным священного звания.
Мирянин в драке со священником обязан более всего заботиться о том, чтобы не замарать его шапочки; кто хочет бить попа, тот обязан с должным почтением снять с его головы положить в приличном месте, а потом может уже безнаказаннно и сколько ему угодно колотить попа. Поколотивший священника не подвергается никакой ответственности перед законом, никакому наказанию или отлучению от церкви, если только после драки с должным почтением вновь наденет на попа снятую с него прежде шапочку.
Таким образом, если было оказано уважение к шапочке, то уважение к званию пресвитера не было, значит, нарушено, и метивший по дьявольскому наущению попа бил не священника, а только воздух, и возмездие сделано личности человека.
Каждый поп должен быть женат и не может исправлять обязанностей священнических, не будучи сочетан браком; жениться же священниик может только на девице или на вдове какого-нибудь попа.
Если же священник женится на вдове кого-либо другого, то есть не священника, то он считается по этой причине в состоянии неправильном человеком не способным. Овдовев, поп не может другой раз жениться, а вместе с тем ему, как не женатому, уже запрещается служить обедню и пользоваться духовным местом; вдовый священник может только петь вечерню и исправлять другие низшие церковные обязанности, но к службе у престола не допускается.
Таким образом, в русской церкви жена составляет существенное условие, иметь право исправлять обязанности пресвитера; это правило касается, однако же, монахов, которые, по самому их обету, должны жить в уединении и без супруги. К монашескому званию причисляются: патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты и некоторые другие духовные лица, которые назначаются из монахов.
Попы, однако же, отказавшись от пресвитерского звания, могут жениться и в другой раз; поэтому очень часто случается, что тех, которых ты в нынешнем году уважал как священников, в следующем видишь портными, сапожниками и палачами.
Простолюдины, встречаясь на улицах с попами, почтительно их просят дать им поцеловать крест и благословить их, что те, гордясь своим священным саном, и допускают их всенародно исполнять этот обряд.
Несмотря на то сами священники едва ли степеннее черни; поведение их, от частого шатанья в пьяном виде на перекрёстках улиц, является более предосудительным, чем поведение прочих людей, так как по самому уже своему званию попы должны собственным примером наставлять других на путь добродетели и благочестия.
Без креста попы и шага нигде не делают, хотя иногда попадается он им и под ноги. Жаль, что драгоценнейший знак нашего Спасителя находится в руках недостойнейших людишек, которые, ослабев и шатаясь от излишнего употребления водки, часто таскают крест по нечистоте и грязи.
Я думаю, что ни один народ в свете не отличается толиким числом внешних знаков, выражающих истинное благочестие, толиким числом благовидных личин честности, как этот, который в то же время, без сомнения, далеко превосходит народы всего света лицемерием, обманом, вероломством и необузданным дерзновением на всякого рода преступления. И это я говорю не из ненависти: это правдивое, естественное свидетельство, в истине которого каждый несомненно уверится, кто только будет иметь случай войти с русскими в более частые сношения.
В столице Московии считают четыре тысячи попов, из которых каждый может прилично содержаться на собственные доходы».
Иоганн Корб, Дневник путешествия в Московское государство, в Сб.: Рождение Империи: История России и Дома Романовых в мемуарах современников, XVII-XX века, М., «Фонд Сергея Дубова», 1997 г., с. 213-214.