«Мы называем этот эффект «эффектом Карнеада» потому, что в его основе лежит идея, высказанная древнегреческим философом Карнеадом ещё во II веке до н. э. (Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений, СПб, 1913, стр. 44-46).
Согласно Карнеаду, вещи непознаваемы потому, что в процессе познания субъект подвергает объект такому видоизменению, которое делает объект неузнаваемым.
Древние скептики в 6-м тропе уточнили характер этого видоизменения, отметив, что при познании вещей мы вносим в них какие-то материальные изменения и, следовательно, познаем уже не те вещи, которые имелись до познания. Например, чтобы познать дерево, надо его осветить светом, но освещение уже видоизменяет дерево, и мы, следовательно, познаём не то дерево, которое было до освещения.
Разумеется, эти рассуждения древних являются в действительности софизмом, ибо из того обстоятельства, что мы непосредственно не можем познать вещь в чистом виде при взаимодействии, вовсе ещё не следует, что мы не можем её познать опосредованно».
Бранский В.П., Философское значение «проблемы наглядности» в современной физике, М., «Либроком», 2010 г., с. 178.
Непознаваемая «вещь в себе» по Иммануилу Канту