Условия возникновения «пассионарного толчка» по В.П. Бранскому

«Как показывает история, роль этнической среды, в которой разыгрывается драма взаимодействия нового идеала со старым стереотипом, играет совокупность других этнических стереотипов, причём последние могут ассоциироваться, вообще говоря, с другими идеалами.

При этом возможны два случая:

1) действия других стереотипов, направляемые другими идеалами, близки друг к другу или отличаются незначительно (неантагонистическая этническая среда);

2) их действия во многих отношениях направлены в противоположные стороны (взаимоисключают и парализуют друг друга - антагонистическая среда).

Нетрудно догадаться, что именно антагонистическая этническая среда создаёт крайне благоприятную обстановку для совпадения условий реализации нового идеала с нормативами одного из старых стереотипов.

В справедливости сказанного легко убедиться, подвергнув более глубокому анализу уже рассмотренные нами исторические примеры. Как хорошо известно из истории Арабского халифата, головокружительный успех арабов в VII веке в значительной степени был связан с теми противоречиями, которые существовали между Византийской империей и Ираном Сасанидов. Именно потому, что между этими этносами были очень острые разногласия, они не могли объединиться против общего врага. В результате этот враг, располагая меньшими силами и худшим вооружением, мог громить их поодиночке.

Совершенно аналогичная ситуация наблюдалась и в случае монгольского нашествия в XIII веке. Монголы тоже действовали не просто в неоднородной, а раздираемой глубокими этническими противоречиями среде, состоявшей из чжурчженей, китайцев, тангутов, тюрок и др.   Англичане добились решающего успеха в формировании Британской империи в XVII-XIX веках именно потому, что между другими «охотниками за колониями» - Испанией, Португалией, Голландией и Францией - шла весьма жестокая борьба, которая мешала им создать прочный союз против общего соперника. Но с самым эффектным проявлением релятивистского характера закона релевантности мы встречаемся в XX веке.

Давно известно, что русский стереотип никогда бы не смог сыграть такую выдающуюся роль в реализации коммунистического идеала, если бы ему не пришлось действовать в раздираемой острыми противоречиями этнической среде, на одном полюсе которой была коалиция стран Антанты, а на другом - австро-германский союз. Точно так же было бы наивно надеяться на триумфальный успех прусского стереотипа в деле реализации нацистского идеала, если бы ему не содействовали острейшие разногласия в новой этнической среде, на одном полюсе которой была англо-французская коалиция, а на другом - Советский Союз.

Итак, мы приходим к следующему важнейшему результату: необходимым и достаточным фактором для возникновения «пассионарного толчка» является действие закона релевантности в антагонистической этнической среде.

Выражаясь фигурально, можно сказать, что «короткое замыкание» между новым идеалом (с широкой пассионарной зоной) и старым стереотипом (связанным с обширной этнической общностью) приводит к катастрофической «цепной реакции», если оно имеет место в антагонистической (социально напряженной, общественно взрывоопасной) этнической среде».

Бранский В.П., Пожарский С.Д., Социальная синергетика и акмеология, СПб, «Политехника», 2002 г., с. 236-238.

 

Фазы, стадии этногенеза по Л.Н. Гумилёву