Искусствоведение и литературоведение
ЛитератураЛитература
Условия и история развития РоссииУсловия и история развития России
X
Искусствоведение и литературоведение
ЛитератураЛитература
Условия и история развития РоссииУсловия и история развития России
X
«Писание стихов пришло в Россию из Польши в конце XVI века. Первые образчики, самые старинные, можно найти в предисловии к Острогской Библии 1581 г.
В XVII веке много рифмованных стихов было написано западнорусскими учёными. Просодию они употребляли польскую, которая, как и французская и итальянская, основана на подсчете слогов, без точного расположения ударений. Содержание этой западнорусской поэзии панегирическое или дидактическое. Стихи писались людьми, так или иначе связанными с духовными школами.
Около 1670 г. белорусский священник Симеон Полоцкий занёс эту поэзию в Москву, где процвёл при дворе Алексея Михайловича и его сына Фёдора, достигнув значительного изящества в силлабическом стихосложении.
Но до эпохи Петра ничего, что можно было бы (разве что из вежливости) назвать поэзией, нет и следа. Не считая драматической поэзии, единственный версификатор этой школы, в котором было хоть что-то поэтическое, это Феофан Прокопович. Его пасторальная элегия на трудные времена, постигшие петровских сподвижников после смерти великого монарха - одно из первых истинно поэтических лирических стихотворений на русском языке.
Когда молодые москвичи-миряне стали знакомиться с техникой рифмовки, они начали пробовать свои силы в любовных стишках. Дурные рифмы на любовные темы существуют с конца XVII века. (Интересно, что первые образчики можно найти в уголовных судебных делах.)
При Петре Великом новое искусство быстро стало распространяться.
Ко времени его смерти рифмованные любовные песенки стали уже законным явлением быта. Рукописные сборники любовных силлабических стихов первой половины XVIII века дошли до нас.
Это отражение любовных песен, распространенных в то время в Германии. Вообще немцы играли выдающуюся роль в начальном развитии русской поэзии.
Вильгельм Монс, московский немец, который был любовником жены царя Петра, Екатерины, и был казнён в 1724 г., писал любовные стихи по-русски, но немецкими буквами. Есть в них какая-то странная сила, заставляющая нас поверить, что он был чем-то вроде поэта. Первые попытки ввести правильную стопу в русское стихосложение были сделаны двумя немцами, пастором Эрнстом Глюком (в доме которого была служанкой Екатерина I), и магистром Иоганном Вернером Пауссом. Они перевели на русский язык лютеранские гимны, и русский этот, хотя очень неправильный, заботливо очищен от иностранных слов.
К 1730 году русское общество было готово воспринять более правильную и изысканную поэзию европейского образца».
Святополк-Мирский Д.П., История русской литературы с древнейших времён по 1925 год, Новосибирск, «Свиньин и сыновья», 2007 г., с. 77-79.