«… практически ни у кого и никогда не возникало сомнений в том, что гениальная женщина - редкость, казуистический случай, для объяснения которого приводились всевозможные толкования.
Феномен убедительно подтверждался и статистическими исследованиями. Так, в книге американского ученого В. Боуэрмана список из тысячи гениев насчитывает всего 29 женщин (2,9%).
В «Атласе истории культуры России» (1993 г.), охватывающем период с конца XVII по начало XX века, упомянуто 2560 видных деятелей практически всех отраслей науки и культуры; 7,7% от общего числа персоналий - женщины. О психологических особенностях женщин, относящихся к творческим личностям, разговор впереди. Зато наличие женщин в правительствах и парламентах радует лишь феминисток, но мало помогает опровержению исходного тезиса, так как на ведущих постах всё равно оказываются личности, у которых явно преобладают мужские черты характера: Маргарет Тэтчер, Голда Меир, Сиримаво Бандаранаике, Мадлен Олбрайт.
Итак, ответ на первый сакраментальный вопрос можно считать утвердительным. В заключение краткого исторического обзора уместно привести следующее высказывание Генриха Гейне: «Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин».
Чтобы не ссылаться только на посторонние источники при аргументировании исходного тезиса, подтвердим его собственными несложными статистическими подсчетами историко-метрического характера, прибегнув к последнему изданию наиболее полной национальной энциклопедии (3-е издание Большой советской энциклопедии, опубликованное в 1970-1978 гг.). Объективность БСЭ сравнима, по свидетельству специалистов, с энциклопедией «Американа» или с французской «Большой энциклопедией Ларусса». Естественно, что не все персоналии, включенные в национальную энциклопедию, гениальны, не говоря уже о неизбежных идеологических и прочих конъюнктурных влияниях. Свести к минимуму последние удалось использованием только достаточно больших по объему биографических статей (более 1500 знаков) о тех лицах, которые скончались до Октябрьской революции. Всего биографий больше указанного объёма оказалось 2107, из них - 66 женщин, что составило 3,1%. Результат, как видим, вполне сопоставим с предыдущими.
Дальнейший анализ данных, полученных из Большой советской энциклопедии, показал, что по профессиональной принадлежности (при всей условности такой «группировки», так как многие «совмещали» различные профессии) женщины распределились следующим образом:
Первая группа - люди искусства (актрисы, художницы, певицы, балерины) - 40%;
Вторая группа - поэтессы и писательницы - 32%;
Третья группа - политические и государственные деятельницы, революционерки и «воительницы» - 25%;
Четвёртая группа - учёные - 3%.
А теперь перейдём к рассмотрению второго вопроса: в какой степени гениальность и слава женщины связаны с её психическим расстройством?
Психиатрический анализ персоналий выявил интересный факт: наименьшие по количеству группы, представленные выдающимися женщинами (3-я и 4-я), включали наибольшее число лиц с выраженными душевными расстройствами, как бы подтверждая, что эти профессиональные направления для них чужеродны и лишь при наличии значительной психической патологии женщины смогли реализовать себя на выбранном поприще. Бросаются в глаза и определённые диагностические предпочтения в зависимости от профессиональной направленности. В них особенно часто встречаются сексуальные отклонения. Поэтому ссылки приводимых выше авторов на «мужской характер» женской гениальности в отношении 3-й и 4-й групп, а частично и в отношении 2-й группы не лишены оснований.
Приведём результаты анализа собственной подборки патографических сведений о 89 известных или выдающихся женщинах. Наши персоналии представлены самыми разнообразными историческими лицами - от мифологических персонажей до ныне живущих знаменитостей.
На первом месте в нашей выборке женщин (57% случаев) встречаются специфические расстройства личности, а среди последних - сексуальные аномалии и истерические расстройства. Отметим, что сексуальные нарушения могли иметь самые различные проявления: от выраженного садизма до миролюбивого увлечения наукой с нарушением полоролевой установки, включающей в себя и инстинкт материнства. На втором месте (19%) находились аффективные расстройства, и только на третьем (10%) - алкоголизм и наркомания. Шизофрения и шизофреноподобные расстройства заняли четвёртое место (5,6%).
В имеющихся в распоряжении автора патографических материалах о 1100 знаменитых мужчинах последовательность диагнозов была совершенно иной: на первом месте были аффективные расстройства, на втором - алкоголизм и наркомания, на третьем - шизофрения и на четвёртом месте - специфические расстройства личности.
При изложении материала использовались собственные работы автора:
1. Справочник практического врача по психиатрии, наркологии и сексопатологии, М., «Советский спорт», 2001 г.
2. Безумные грани таланта. Энциклопедия патографий, М., «Аст», 2004 г.».
Шувалов А.В., Женская гениальность: история болезни, М., «Альпина нон-фикшн», 2012 г., с. 9-12.